вход | регистрация
РЕЦЕНЗИИ | ТОП-250 | ХОРРОР ГОДА | ПОСТЕРЫ | АРХИВ
ОСКАР  | ВСЕ ФИЛЬМЫ | ТОП-250 | ЦЕРЕМОНИИ | ПОСТЕРЫ | БАГАЖ| КИНОХОРРОР
Бездонная библиотека хоррора
например, Альфред Хичкок
расширенный поиск
Девчонка из городка
Small Town Girl
1953
Как часто вы читаете книги?

Последний дом слева

The Last House on the Left
23.02.2012 11:43
Режиссер: Уэс Крэйвен
Страна: США
Год: 1972
В ролях:
Сандра Кэссел,
Люси Грэнтхем,
Дэвид Хесс,
Фред Дж. Линкольн,
Джерэми Рэйн,
Гэйлорд Ст. Джеймс,
Синтия Карр,
Ада Вашингтон,
Маршалл Анкер,
Марк Шеффлер

Все с чего-то начинается, и, как правило, начинается с малого. Горы с холмов, реки с ручейков и только, пожалуй, самый успешный хоррор-режиссер США Уэс Крэйвен с ноги открыл дверь в мир кинематографа. 33-летний Уэс в 1972-ом вряд ли надеялся зайти в большой мир кино каким-то невероятно «талантливым» «оскаровским» продуктом. Хотя именно на «оскаровский» аналог Крэйвен ориентировался, так как «Последний дом слева» является своеобразной американской вариацией картины Ингмара Бергмана «Девичий источник», за которую швед в 1961-ом как раз и получил «Оскара». Уэс же решил эпатировать мировую публику, сняв настолько скандально-сексуально-насильственный фильм, насколько только можно было снять что-то подобное в начале 70-х. Что со всего этого получилось? Во всяком случае, что-то получилось, и даже получилось неплохо. Более того, «Последний дом слева» оказал мощное влияние на становление жанра джалло как такового. Но вот сама дебютная работа Крэйвена в разряд нетленок так и не вошла. Уэс и в более зрелые годы выдавал «клюкву» («Болотная тварь», «Люди под лестницей»), так что в раннем возрасте от режиссера и вовсе необоснованно было бы ожидать беспрекословного шедевра. Хотя все задатки создать по-настоящему запоминающийся фильм у Крэйвена были…


Итак, некая лесная провинция Штатов, где в здоровой семье «мама-папа-дочка» подрастает юная и уже сексуальная Мари. У девчушки утром днюха, родители готовят дочурке сюрприз, а Мари, тем временем, отправляется в город с подружкой Филлис на диско. Уже в машине по местному радио они между прочим слышат, что где-то в штате скрывается банда насильников-отморозков в количестве полноценного квартета (3 парня + деваха). И очень даже очевидно, что молодняк с двух сторон обязательно пересечется, а затем (когда будет все фатально потеряно), в оборот возьмут и начинающих волноваться родителей Мари.


Начнем с достоинств картины, благо, молодой Крэйвен уже в те годы заслужил режиссерскую похвалу. Фильм почти по-итальянски эротичен, а также чертовски вызывающ (как для 70-х, конечно, в наши дни чернуха давно перестала быть эпатажной). Крэйвен провел удачный кастинг практически по всем направлениям. Девочки-жертвы юны и невинны (хотя на школьниц, как заявлено по сюжету, они явно не тянут), типажи отморозков четко прописаны, а Дэвид Хесс как раз с этого фильма и стал вырабатывать свой ударный образ «симпатично-брутального беспредельщика». Сюжет… Честно признаюсь, так как ранее посмотрел «Убийства в ночном поезде» Руджеро Деодато (фильм 1975 года), где сюжет практически идентичен (вместо леса – поезд, а во всем остальном то же самое), говорить о непредсказуемости картины достаточно сложно. Вроде и простецки выстроен алгоритм, но кто его знает, как бы все воспринималось, не посмотри я работу Деоддато. Но в любом случае, мы имеем дело с достаточно увлекательной (хоть и жесткой) картиной.


Но детали… По этому фильму прекрасно видно, какой бардак существовал в голове у раннего Крэйвена. Чего он только здесь не намешал, а самое главное, какие он сюда только миксовые жанры не впихнул. Генеральная идея всего повествования разбита на две органично сочетающиеся части. Первая – это чрезмерная сексуально-насильственная жестокость отмозрозков над миловидными девчушками. Вторая – психологическая травма родителей одной из девушек, вынужденных встретиться с убийцами своей дочери. И здесь мы сталкиваемся с жесткой, почти безысходной социалкой, которая, например, достаточно ярко прописана у того же Деодато. А вот молодой Крэйвен сумев удачно подобрать типажи персонажей, следственно-логические действия своих героев периодически доводил до абсурда. Все эти неудачные побеги жертв, одевания-раздевания, не совсем логичные насильственные действия преступников, не всегда адекватное поведение родителей… Понятно, что речь идет о нестандартно-критической ситуации, и люди в таких условиях могут вести себя неожиданно, но все равно, в рамках общедопустимой логики. У Крэйвена же в фильме с этим наблюдаются проблемы.


Еще один неформальный аспект кино – очень хорошее по сути, но совершенно неуместное к данной ленте музыкальное сопровождение. Музыку к фильму написал «главный злодей» Дэвид Хесс. Дэвид написал очень хорошие саундтреки, веселые, бодрящие, почти в стиле Кустурицы. Только наблюдать, как одна из девушек убегает от насильников под заводную мелодию… в качестве эксперимента может и прокатит, но если мы говорим о жанровом кино, которое должно вызвать определенные эмоции сопереживания за жертву, то это уже неуместно. Еще более неуместны в фильме совершенно комедийные мизансцены, как-то квакание бандитов в ванной, или попытка поездки полицейских на крыше автомобиля… Во-первых, сами по себе шутки так себе, а во-вторых они полностью нивелируют весь драматизм картины. Тут скорее Крэйвен искал свой новый авторский метод, но получилось неудачно. В кинематографе допустим жанровый переход, например, от комедии к тому же хоррору, но он должен быт органичным. Гипотетически фильм может начинаться как «Американский пирог», а заканчиваться «Пятницей 13-е», но у Крэйвена получилось так, что куски «Пирога» вставлены в «Пятницу». Честно скажу, ранее такого еще нигде не встречал, но это не означает, что получилось хорошо. Необычно – да, но точно не хорошо.


А вот в целом, «Последний дом слева», достаточно стильное и запоминающееся кино, которое однозначно рекомендуется к просмотру. При этом я вовсе не призываю к снисходительности к Крэйвену, уж ему-то, доказавшему за свою плодотворную режиссерско-сценаристскую жизнь в жанре хоррор уже абсолютно все, никакого снисхождения точно не требуется. Даже этот его дебютный фильм дал целый толчок в развитии итальянского джалло. Просто нужно понимать, что творческий поиск не всегда приводит сразу к идеальным результатам. Но чтобы когда-то появились «Кошмар на улице Вязов», «У холмов есть глаза» и «Крик», необходимо было с чего-то начать. И Крэйвен начал вот с такого, очень примечательного и жестокого фильма.
 

 

 

 

 
Постеры к фильму «Последний дом слева»
всего 2 постера:
Самый первый фильм великого Уэса Крэйвена, и самый первый среди его ярких и запоминающихся работ. Да, еще далеко до отточенного мастерства, но уже вполне готово к употреблению.
6,5
Оценить фильм
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
6.700
проголосовавших: 10
Комментарии
добавить комментарий

© 2010 Кинохоррор. Проект Игоря Лесева