вход | регистрация
РЕЦЕНЗИИ | ТОП-250 | ХОРРОР ГОДА | ПОСТЕРЫ | АРХИВ
ОСКАР  | ВСЕ ФИЛЬМЫ | ТОП-250 | ЦЕРЕМОНИИ | ПОСТЕРЫ | БАГАЖ| КИНОХОРРОР
Бездонная библиотека хоррора
например, Альфред Хичкок
расширенный поиск
Мадам де…
Madame de...
1953
Когда в России научатся снимать фильмы ужасов?

Техасская резня бензопилой

The Texas Chain Saw Massacre
28.01.2012 10:06
Режиссер: Тоуб Хупер
Страна: США
Год: 1974
В ролях:
Мэрилин Бернс,
Аллен Дэнзигер,
Пол Партэйн,
Уильям Вэйл,
Тери МакМинн,
Эдвин Нил,
Джим Сидоу,
Гуннар Хансен,
Джон Дуган,
Роберт Куртин

Сегодня у нас знакомство с фильмом, который без преувеличения, произвел настоящую революцию в жанре хоррор. Тоуб Хупер на Западе, да и у нас тоже, считается классиком жанра. Однако если говорить откровенно, фильмы он снимает не только редко, но и само качество у них достаточно посредственное. Но одной только «Техасской резней бензопилой» он уже заслужил себе место в сонме бессмертных режиссеров специализирующихся на фильмах ужасов. Да, не все здесь гладко (о чем поговорим ниже), к тому же не забываем, что это был дебют Хупера. Однако Тоуб сумел (то ли случайно, то ли интуитивно, сейчас и не разберешь) перевернуть восприятие слэшера на совершенно иной уровень. По сути, все последующие классические картины от «Хэллоуина» и «Пятницы 13-е» до кричалок-резалок наших дней вышли уз хуперовской «шинели».


Техас образца 1973 года. Пыльные дороги, полуденный зной, отвратительные фермы. По захолустной дороге гигантского штата катится фургончик с симпатичным молодняком на борту. Девчушка Салли (Мэрилин Бернс) вместе со своим братцем-инвалидом (тот еще нытик), а также четырьмя друзьями, едет на ферму своего покойного дедушки. Недавно по телевизору передали, что в округе орудует банда вандалов, разрушающих могилы, и Салли решила удостовериться, что все с ее покойным предком в порядке. По дороге к молодняку в фургон подсаживается какой-то психопат, который начинает кромсать себя перочинным ножом. А затем у ребятни заканчивается бензин, и они его решают купить на ближайшей ферме…


Начнем с очевидных достоинств картины, которые и сделали ее (картину) одной из самых известных в мире. Во-первых, Хупер придумал яркую и абсолютно оригинальную историю, что редкостью для Штатов было всегда (даже на заре кинематографа). Маньячина в маске из человеческой кожи убивающая своих жертв бензопилой… это только сейчас кажется затасканным сюжетом, а в 1974-ом зрители писали в кинотеатрах под себя и бежали снова и снова на очередной сеанс, собрав, таким образом, кассу в 30 миллионов долларов (при бюджете картины в 80 тысяч!). Во-вторых, Хупер придумал атмосферу настоящего американского хоррора. Это уже не готика 30-40-х годов, не хоррор-фантастика 50-х, не манерное психологическое кино Хичкока 60-х… С «Техасской резни», собственно, и пошел атмосферный этнический хоррор США. Будь-то «Поворот не туда» или «Пункт назначения», моду на последующий американский экстерьер заложил именно Хупер.


Если оставить революционные новшества (все-таки объективно их не может быть 50 пунктов) и перейти к локальным достоинствам картины, то следует отметить умение молодого режиссера комбинировать панорамные съемки с точечным ужасом происходящего в данном конкретном месте. Такие приемы начал использовать еще Хичкок в «Психо», а Маркус Ниспел в своем ремейке «Техасской резни» 2003 года довел этот прием почти до совершенства. Сумел Хупер и совершенно безызвестных актеров (для многих «Техасская резня» стала дебютом, а также и «главным фильмом в карьере») привести к органичному соответствию картинки с содержанием. По сути, именно Хупер заложил каноны постулата, что для хорошего хоррора вовсе не обязательно наличие хороших актеров. Впрочем, некоторые сбои в этом плане все же были, та же Бернс не всегда естественно орала и убегала от местного садиста с бензопилой, но в целом на качестве восприятия это не отобразилось.


Недостатки. Не буду совсем уж топтаться по классике, но по двум таки пройдусь. Первый связан больше с эпохой создания картины, под влиянием которой оказался и режиссер. Хупер очень дозировано показывает нам процесс расчлененки, отводя в «самый ответственный момент» камеру в сторону. В принципе, для 1974-го года это было еще допустимо, но уже через пару лет Кроненберг своими дебютными постановками покажет кинематографическому пиплу, что пределов чернухи нет и быть не может. Впоследствии все слэшеры конца 70-х станут более откровенными, и в этом аспекте картина Хупера проигрывает своим же последователям. Второй недостаток – фильм несколько слабоват в сценарном плане, да еще и имеет совершенно открытый конец. По сути, мы даже о концовке не можем говорить, так как «Техасская резня бензопилой» просто обрывается и все, будьте здоровы… освободите зал и заберите пустые бутылки с собой. Хотя в комплексном плане все эти недостатки несущественны перед общей энергетической мощью работы Хупера.


P.S. Хотите – плюйтесь, но апгрейд Ниспела образца 2003 года получился на порядок сильнее.
 

 

 

 

 
Постеры к фильму «Техасская резня бензопилой»
всего 4 постера:
Один из основополагающих фильмов хоррор-кинематографа, с которого начался старт современных слэшеров. Какая тут еще характеристика нужна? Классика в первозданно-техасском виде.
8,0
Оценить фильм
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
6.692
проголосовавших: 13
Комментарии
добавить комментарий

ХОРРОР 1925
© 2010 Кинохоррор. Проект Игоря Лесева