вход | регистрация
РЕЦЕНЗИИ | ТОП-250 | ХОРРОР ГОДА | ПОСТЕРЫ | АРХИВ
ОСКАР  | ВСЕ ФИЛЬМЫ | ТОП-250 | ЦЕРЕМОНИИ | ПОСТЕРЫ | БАГАЖ| КИНОХОРРОР
Бездонная библиотека хоррора
например, Альфред Хичкок
расширенный поиск
Сломанная стрела
Broken Arrow
1950
Знаете ли вы, кто убил Дж. Кеннеди?

Носферату, симфония ужаса

Nosferatu, eine Symphonie des Grauens
19.01.2012 11:51
Режиссер: Фридрих Вильгельм Мурнау
Страна: Германия
Год: 1922
В ролях:
Макс Шрек,
Густав фон Вангенхайм,
Грета Шредер,
Александр Гранах,
Георг Г. Шнель,
Рут Ландшорфф,
Джон Готтовт,
Густав Ботц,
Макс Немец,
Вольфган Хайнц

Макленбургские земли первой половины ХІХ века. Патлатый и в целом вечно довольный клерк из немецкого Висборга Томас Хаттер имеет жену-красавицу, приятный домик, но скользкого работодателя Кнока. Последний посылает Хаттера в дебри Восточной Европы, куда-то в непонятные места Трансильвании в мрачный замок к некому графу Орлоку, который вдруг решил обжиться недвижимостью в Висборге. Местные жители называют Орлока другим именем – Носферату, впрочем, пока еще наивного Хаттера местные поверия не беспокоят. А зря. Очень-очень зря.


Вот она, эра кинематографа. Перед нами один из основополагающих фильмов жанра ужасов вообще, и первый среди вампирского цикла. Повторюсь, первый. Все остальное, в том числе такие заметные работы, как «Дракула» Копполы и «Интервью с вампиром» Джордана вышли из шинели Мурнау. Вообще, наибольшую сложность представляет давать оценку фильму. Перед нами не «Аватар» в 3-D, а немое черно-белое кино, в котором даже не всегда понятно, когда действие происходит днем, а когда ночью. Довоенные фильмы ужасов в небольшом количестве мне приходилось смотреть (на «Кинохорроре» они все видны), но признаюсь, с немым хоррором доводится сталкиваться впервые. И начинаю сразу же с общепринятого в мировых кинематографических кругах шедевра. А потому оценивать подобные фильмы приблизительно также сложно, как сравнивать, скажем, полководческие таланты Александра Македонского и Георгия Жукова. Но ближе к делу.


В мире только-только отгремела І мировая война, перестала существовать Российская империя, значительно кастрировали и саму Германию, в которой началась голодная инфляционная Веймарская республика. Молодой летчик Фридрих Мурнау только вернулся из плена и тут же заболел синематографом. А еще Мурнау был давним поклонником небезызвестного романа Абрахама Брэма Стокера. Англичанин, к слову, умер перед самой войной, но уже в те далекие времена такое понятие, как авторское право, было ой как в силе. Мурнау до последнего надеялся получить права на экранизацию «Дракулы», но вдова Стокера была категорически против уступать их какой-то безымянной немчуре, которая недавно вернулась в Берлин из плена. А потому Фридрих пошел ленинским путем (а вождь мирового пролетариата, к слову, был тогда еще жив не только в сердцах коммунистов) – переименовал основных персонажей, изменил место и время действия, косметически переделал сюжет и… пожалуйста, новый фильм ужасов от разгромленной кайзеровской Германии - «Носферату, симфония ужасов»! Закончив съемки фильма еще в 1921 году, в немецкий прокат работа Мурнау попала в 1922-ом, но почти тут же начались английские психи и угрозы по авторским правам… и фильм был уничтожен полностью! Но это тот случай, когда кинопираты спасли нам, действительно, достойный фильм. За 1922 год по Австрии, Швейцарии, Франции и Швеции разошлись копии фильма, а потому его удалось практически полностью восстановить, и вот уже потомки потомков могут смотреть на Макса Шрека – Орлока в его первозданном и совершенно незагримированном виде.


Кстати, у нас любят подчеркивать, что работа Мурнау является третьей экранизацией «Дракулы», но я позволю не согласиться. Начнем с первой, о которой известно только, что она была снята в России в 1920 году и совершенно не сохранилась. О ней нет вообще никаких данных, ни одного кадра, ни истории создания, вообще, ничего. Для людей, которые хоть издалека увлекаются историей, может возникнуть вопрос – как в РСФСР, которая только что выкарабкалась из мировой и гражданской войны, и в которой разразился чудовищный голод, возможно было снимать фильм по заведомо «буржуазной тематике»? Если вас интересует мое мнение, то скажу так – никакого «Дракулы» в России в 1920 году не снималось, это полная чушь и фикция.


Второй фильм был снят в Венгрии в 1921 году и назывался «Смерть Дракулы», от которого кроме нескольких кадров тоже ничего не осталось. Впрочем, в этом случае мы хотя бы можем не сомневаться, что в послевоенной (и тоже проигравшей войну) Венгрии фильм хотя бы снимали. Другое дело, что не совсем понятно, насколько венгерский «Дракула» приближен к роману Брэма Стокера. Хочу напомнить, что Дракула является историческим персонажем, и Стокер придумав оригинальную интерпретацию его похождения, все же не может претендовать на авторство в названии самого трансильванского графа. Но самое главное. Мурнау то как раз снял«Носферату» тоже в 1921 году, а потому по всем показателям именно немец впервые экранизировал Стокера.


Ну и напоследок пару зарисовок о самом фильме. «Носферату» интересен не только исключительно своей эстетской раритетностью, но и художественная составляющая в нем достаточно высока. В фильме прекрасно передана готическая атмосфера, только не английского, а немецкого образца. Еще одним достоинством картины является ее музыкальное сопровождение, без которого фильма бы просто не получилось. Наконец, главная изюминка «Носферату» - это, конечно же, Макс Шрек сыгравший графа Орлока. Даже люди никогда не видевшие фильм Мурнау и вообще не смотрящие фильмы ужасов хотя бы раз в жизни в какой-то из кинохроник видели худощавого узкобедрого Макса Шрека.


В общем, друзья, с уважением относимся к истории (в том числе и истории становления жанра хоррор) и все у нас получится в будущем.
 

 

 

 

 
Постеры к фильму «Носферату, симфония ужаса»
всего 6 постеров:
Истоки большого кино. «Пока народ безграмотен, важнейшим из искусств для нас является кино и цирк».
8,0
Оценить фильм
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
8.555
проголосовавших: 9
Комментарии
добавить комментарий

© 2010 Кинохоррор. Проект Игоря Лесева