вход | регистрация
РЕЦЕНЗИИ | ТОП-250 | ХОРРОР ГОДА | ПОСТЕРЫ | АРХИВ
ОСКАР  | ВСЕ ФИЛЬМЫ | ТОП-250 | ЦЕРЕМОНИИ | ПОСТЕРЫ | БАГАЖ| КИНОХОРРОР
Бездонная библиотека хоррора
например, Альфред Хичкок
расширенный поиск
Синий георгин
The Blue Dahlia
1946
Знаете ли вы, кто убил Дж. Кеннеди?

Портрет Дориана Грея

The Picture of Dorian Gray
12.02.2014 01:17
Режиссер: Альберт Левин
Страна: США
Год: 1945
В ролях:
Джордж Сэндерс,
Херд Хэтфилд,
Донна Рид,
Анджела Лэнсбери,
Питер Лоуфорд,
Лоуелл Гилмор,
Ричард Фрайзер,
Дуглас Уолтон,
Мортон Лоури,
Майлз Мандер

Англия второй половины XIX века, очень фактурно поделенная на аристократию – «прожигателей жизни» и всех остальных. Как раз к первым относится цинично философствующий любимчик светской публики лорд Генри, который в очередной приступ ничегонеделания наносит визит к художнику-приятелю Бэзилу Хуолворду. И там лорд Генри застает чудесного молодого юношу Дориана Грея, портрет которого художник как раз заканчивает. Дориан производит впечатление на Генри, впрочем, и Генри своими броскими фразами производит не менее сильное впечатление на молодого красавчика. Разговор заходит о портрете, который никогда не постареет… и Дориан в экзальтированном чувстве произносит странное пожелание – он хочет, чтобы вместо него старел портрет, а он неизменно оставался молодым и красивым.


Оскар Уайльд для Англии (да и в целом, для всего англоязычного мира) персона куда большая по масштабу, чем просто «модник и писатель». Это целая эпоха «изысканного века». А единственный роман Уайльда «Портрет Дориана Грея» по своему значению не уступает многотомникам того же Диккинса. Книга шикарна не столько изысканным слогом и нетривиальным сюжетом, сколько глубочайшей афористичностью. Уайльд в своей крайне короткой жизни написал отличнейший портрет современного ему денди, и заложил основу для дальнейших трансформаций гламурных мажоров. Все это глубокоэстетское говно бездельников романтизировал именно Оскар. А потому вполне очевидно, что мировой кинематограф уже на заре своего становления взялся массово экранизировать этот литературный бестселлер. Были короткометражки, немые схематичные постановки… но с развитием культуры «правильного кино», приходило и осознание того, что ТАКОЙ роман вот так с кондачка экранизировать не удастся. И дальше произошла интереснейшая метаморфоза. От времени появления звукового кино (а это конец 20-х), по сути, первая вменяемая экранизация романа произошла только в 1945 году.


Американцы в послевоенном 45-ом к экранизации книги Уайльда подошли основательно. Один только бюджет картины составил мегавнушительные по тем временам три с половиной миллиона долларов. Для примера, на масштабнейшую постановку «Унесенные ветром» в 1939-ом было потрачено порядка 4 миллионов. Даже с учетом того, что послевоенный доллар значительно ослабел, сумма для фильма, в котором нет ни внушительной массовки, ни батальных сцен, ни вычурных спецэффектов – все равно впечатляет. Хотя правды ради отмечу, что эти 3.5 миллиона я в постановке Левина так и не увидел… Но это уже нюансы. Важнее другое. Сценаристы практически не отходили от канонической интерпретации романа Уайльда, максимально приблизив экранизацию к литературному первоисточнику. Да, некоторые несовпадения были (например, временная возлюбленная Дориана Грея в фильме кончает собой по причине того, что ее «обесчестил» главгерой, в то время как в книге ее отвергают из-за ее «творческой посредственности), но это все нюансы, которые в целом нисколько не изменили сюжетную первооснову книги.


Зато эту основу изменило другое – полное неумение правильно выстроить уальдовскую атмосферу. По большому счету, ее в фильме вообще нет. Левин схематично перенес книгу на экран, но он не перенес того, что хотел сказать своим читателям Уайльд. Ведь Дориан Грей – это не потерянный человек, а история того, как внешне прекрасная губка впитывает в себя мефистофельские идеи (очень интересные и подкупающие идеи) графа Генри, становясь, таким образом, пресловутым падшим ангелом. Но увидеть в герое Херда Хэтфилда (играл Дориана Грея) этого самого падшего ангела, ну вот никак не удается. Парняга (с достаточно сомнительной «божественной» красотой, к слову) изначально вызывает ассоциации аморального уродца, и не больше. Меньше претензий к «демону-искусителю» лорду Генри в исполнении Джорджа Сэндерса, но опять же, у актера была одновременно и сложная (нужно было в буквальном смысле, много говорить), и легкая миссия. По большому счету, Сэндерс озвучил набор удачных уайльдовских крылатых выражений, вроде:


- Разница между увлечением и вечной любовью в том, что увлечение длится немногим дольше


или

 

- Странно, когда кто-то умирает, его обнаруживают в Сан-Франциско. Видимо, этот город обладает всеми прелестями загробного мира…


… и дело оказалось в шляпе. Кстати, с другими персонажами тоже вышел конфуз. Мне так и непонятно, за что получила номинацию на «Оскар» страшненькая Анджела Лэнсбери, сыгравшая ту самую главную возлюбленную Дориана Грея. К актерским талантам молоденькой Лэнсбери особых претензий нет (хотя это точно не оскаровская номинация), но образ неписанной красавицы и внешность Анджелы… скажу вычурно, произошел когнитивный диссонанс.


И последнее. Я понимаю, кодекс Хэйса, цензура традиционной морали… Но черт дери, Оскар Уайльд свое творение писал в еще более зашоренном обществе, но то что хотел сказать – он в книге очень недвусмысленно сказал. А именно – «Портрет Дориана Грея» – это ярко выраженный продукт гомосексуальной культуры, нравится это кому-то или нет. Дориан Грей, лорд Генри, Бэзил Хуолворд – это все латентные педерасты, и только через эту призму можно понять всю суть произведения гомосексуалиста Оскара Уайльда. Вся эта «мужская дружба», восхищения портретом и нарциссизм исходят из сексуального влечения мужских персонажей. В фильме этого нет, а значит и нет атмосферы и понимания сути самого произведения.


P.S. Каким боком фильм отнесли к жанру ужасов, вообще не понятно.
 

 

 

 

 

Постеры к фильму «Портрет Дориана Грея»
всего 4 постера:
В качестве схематического отображения романа, претензий к постановке никаких. Хорошая операторская работа, отличный Джордж Сэндерс, достоверная картинка викторианской эпохи… Но это не тот «Портрет Дориана Грея», который придумал в своем нетривиальному мозгу Оскар Уайльд.
6,5
Оценить фильм
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
7.333
проголосовавших: 3
Комментарии
добавить комментарий

© 2010 Кинохоррор. Проект Игоря Лесева