Имя
Контактный телефон или e-mail
Текст сообщения
вход | регистрация
ОСКАР  | ВСЕ ФИЛЬМЫ | ТОП-250 | ЦЕРЕМОНИИ | ПОСТЕРЫ | БАГАЖ | КИНОХОРРОР
Классика начинается здесь
например, Альфред Хичкок
Король Генрих V
The Chronicle History of King Henry the Fift with His Battell Fought at Agincourt in France
1944
Знаете ли вы, кто убил Дж. Кеннеди?

…А зори здесь тихие

…А зори здесь тихие
17.11.2021 23:49
Номинации:
Лучший фильм на иностранном языке – «СССР»
Режиссер: Станислав Ростоцкий
Страна: СССР
Год: 1972
Жанр: драма, военный, история
В ролях:
Андрей Мартынов,
Ирина Шевчук,
Ольга Остроумова,
Елена Драпеко,
Ирина Долганова,
Екатерина Маркова,
Людмила Зайцева,
Алексей Чернов

Прифронтовая Карелия лета 1942 года. В вверенной старшине Федоту Васкову зенитной роте разброд и шатания. Мужики занимаются пьянством и развратом с местными девками. Хмурый и строгий Васков строчит жалобы начальству и просит новых – более осознанных – солдат. И ему их таки присылают. Только вместо новых солдат-развратников Васков получает аж два взвода девиц-зенитчиц. У Васкова с бабами сразу же дела не заладились и толку от них старый вояка не видит никакого. Но тут одна из девчонок, ушедшая в самоволку, заметила в лесу двух немцев-диверсантов. Васков, как опытный фронтовик, прикинул, что с этой парой справится сам, взяв на подмогу пятерых зенитчиц. И немцев отряд Васкова удачно вычислил и подготовил удобнейшую засаду. Вот только диверсантов оказалось не двое, и даже не четверо, а 16. Против одного Васкова и пятерых необстрелянных баб-комсомолок.


Тема Великой Отечественной в нашем кинематографе – это уже сложившийся отдельный киножанр, вроде американского вестерна. Это наш скреп, наш идентификационный код, «наше все», которое даже чуть больше самого Пушкина. И все это понятно, потому что цена в два с половиной десятка миллионов жизней в принципе не поддается рациональному осмыслению. И также надо признать, что в этом жанре наш кинематограф сильнее всех. «У них» может быть «Паттон» или «Спасти рядового Райана», но «там» никогда не смогут снять Большое кино с массой огрехов, отсутствием батальных спецэффектов и затянутой лирикой, потому что все это такое кино и погубит.


А вот на наших просторах, нивелируя все этапы логики и достоверности, можно снять байку о том, как тыловик и пять девчушек двое суток трахают 16 спецназовцев вермахта, и еще на этой теме получить клеймо «лучшего советского фильма о войне». Тут, конечно, нужно учитывать еще и нетривиальный талант Станислава Ростоцкого, который даже по меркам богатого на удивительных режиссеров Советского Союза 60-70-х, выделялся своим нравственно-иррациональным подходом. Формально Ростоцкий поставил кино по всем лекалам конъюнктурной однодневки своего времени. Большие лирические отступления из светлой довоенной жизни персонажей с нарочито лубочной цветовой гаммой. Нелепая легенда-миссия немецких диверсантов, которые и в избушке жили (!), и после первого боестолкновения в глубоком (!) советском тылу начали беготню-преследование за своими обидчиками. А какие здесь пафосные смерти советских комсомолок!


Но во всем этом нарочитом сюжете, поставленном по одноименной повести фронтовика Бориса Васильева, Ростоцкий умудрился разместить цепляющие якорьки иррационального сопереживания. Это кино о смысле, а не о форме. Именно потому ближе к финалу у русского человека (именно русского) непременно выступают слезы. Ростоцкий сумел зарядить зрителя на главные смыслы. Бабы хотят счастья, мужика и детей. Война – это говно. А баба на войне – это вообще дно. Баба должна рожать, любить и ждать, а ее здесь убивают. Убивают именно на том месте, где через 30 лет свободные и молодые будут жарить шашлыки и предаваться любви, мечтам и планам на жизнь. И вот в этих переходах Ростоцкий шикарен. Потому что, повторюсь, с логично-батальной стороны кино, мягко говоря, прихрамывает.


И пару слов по исполнению. Здесь режиссер тоже удивил, потому что пригласил на все ведущие роли абсолютно неизвестных актеров. Чуть меньше это касалось Ольги Остроумовой, которую Ростоцкий ранее снял в своей другой знатной картине «Доживем до понедельника». И в этом же фильме Осроумовой была отведена роль главной гламур-красавицы, которой еще и довелось первой в истории советского кинематографе оголить в сцене с баней свою грудь. Оголение не прошло даром и чуть позже Ольга выйдет замуж за самого Валентина Гафта. И, кстати, Остроумова единственная из всей «ведущей шестерки артистов» этого фильма сравнительно успешно закрепится в кинематографе. Остальные пойдут по другим стопам. Например, Елена Драпенко (играла Лизу Бричкину, – первая жертва, утонувшая в болоте), даже станет депутатом Госдумы. Но в целом, серьезно в очень нестабильном кинематографе никто из них не закрепится, за исключением…


… нет, речь не идет об исполнителе главной роли Андрее Мартынове. 27-летний дебютант, сыгравший простовато-окающего старшину Федота Васкова, к слову, был очень неплох. Колоритное и смачное исполнение, к тому же Мартынов выглядел намного старше своего возраста. В общем, был хорош, но дальнейшая его карьера занесла в озвучку дубляжа, где он сидит до сих пор. А вот кто по-настоящему запомнился очень ярким, хоть и эпизодическим исполнением, так это Людмила Зайцева, сыгравшая помковзвода Кирьянову. Классная и очень недооцененная актриса Советского Союза, которой, по правде говоря, так полноценно и не дали раскрыться. И очень жаль, что ее героиню не определили в список «фатальной шестерки», которой и предстояло сразиться в финальном махаче с диверсантами вермахта. Во второй части картины очень не хватало этой самобытной актрисы.
 

 

 

 

 
Постеры к фильму «…А зори здесь тихие»
всего 16 постеров:
У каждого есть свой «самый главный фильм о войне», и для многих людей именно «…А зори здесь тихие» вполне оправданно занимает эту высокую позицию. И все же с рациональной колокольни это кино точно небезупречное. Однако Станиславу Ростоцкому удалось из обыденно-колоритной истории слепить не только глубокомысленное зрелище, но еще и выбить у зрителя катарсис. А это дорогого стоит.
Оценить фильм
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
5.0
проголосовавших: 2
Комментарии

© 2010 Кинохоррор. Проект Игоря Лесева