Имя
Контактный телефон или e-mail
Текст сообщения
вход | регистрация
ОСКАР  | ВСЕ ФИЛЬМЫ | ТОП-250 | ЦЕРЕМОНИИ | ПОСТЕРЫ | БАГАЖ | КИНОХОРРОР
Классика начинается здесь
например, Альфред Хичкок
Визит на маленькую планету
Visit to a Small Planet
1960
Когда в России научатся снимать фильмы ужасов?

Нож в воде

Nóz w wodzie
30.04.2019 22:26
Номинации:
Лучший фильм на иностранном языке – «Польша»
Режиссер: Роман Полански
Страна: Польша
Год: 1962
Жанр: триллер, драма
В ролях:
Леон Немчик,
Йоланта Умечка,
Зигмунт Малянович,
Анна Чепелевская,
Роман Полански

Семейная пара явных мажоров на своем персональном автомобиле едет на Мазурские озера, где опять же, собирается выходные провести на своей собственной яхте. Но вскоре у них появляется новый попутчик – любопытный и гоноровый студент, которого супруги чуть не сбили на дороге. Муж приглашает пацанчика поплавать с ними денек, а параллельно начинает поучать молодого человека, иногда переходя к откровенным насмешкам. Ну а жена… жена в одном купальнике постоянно трется рядом, выступая пока что невидимым объектом конкуренции между любопытствующей молодостью и нажитым опытом.


Ну что же, наконец-то мы дошли в проекте «Стандарт Оскар» и до режиссеров, которые все еще активно снимают. Старичок Роман Полански продолжает работать и по сей день, а у нас в программе его первая полнометражная картина, произведшая на Западе если не фурор, то заметное волнение. «Нож в воде» - кино с претензией на талантливость молодого (Полански в 1962 году только 29 лет было) режиссера с очень непростой судьбой и массой комплексов, включая и его сексуальные девиации. И кстати, просматривая эту картину лично у меня отпали какие-либо сомнения в том, что Полански в свободное от работы время промышлял сексуальным насилием. Но это мы уже отошли от темы…


А вообще эта лента удивительна буквально во всем. Здесь нет какой-то одной генеральной идеи. Кино многослойное, а противостояние «молодости» и «опыта» только одна из самых видимых проблематик картины. Но точно также здесь можно увидеть и противостояние условно зажравшихся богатеев (при этом режиссер к ним относится с явной симпатией) и нищеброда-стедунтоты – и это еще одна из центральных проблем, из-за которой кино вообще было запрещено в польском прокате. И, кстати, хорошо, что запретили – Полански укатил из страны сначала в Британию, а потом в Штаты и начал снимать картины, вписавшие его имя во все реестры великих режиссеров. В той Польше, думаю, у него вряд ли бы получилось ТАК развернуться.


Удивителен этот фильм также потрясающей эротичностью. Потрясающей, в первую очередь, для своего времени и места-производства. Оголенки от некой Йоланты Умечки, сыгравшей женщину на яхте, почти и нет (что-то сквозное просачивается), но Полански мастерски на протяжении всего фильма акцентирует внимание на сиськах и бедрах актрисы. И делает это чертовски эротично. А ведь и Умечка, и некий Зигмунт Малянович, сыгравший студента, были только любителями. Профессионалом с недурственным по польским меркам бэкграундом, можно назвать только Леона Немчика, которому досталась роль мужа, самоутверждавшегося за счет случайно попавшегося на пути нищеброда.


Присутствует здесь и тема раскаяния, чем-то напоминающая моральные мытарства Родиона Раскольникова. Только в фильме Полански один из героев выбирает между законным наказанием и моральным унижением – в какую сторону поедет с тем и будет жить.


Ну и еще один интересный момент постановки – режиссер создал чертовски напряженный фильм, в некотором роде подражая Хичкоку – замкнутое пространство на троих, незнакомец, нож (даже в названии фильма фигурирует это слово), но при этом поляк умудрился обмануть зрителя и практически ушел от темы криминала. Даже в таком легком глуме над зрительскими ожиданиями, Полански продемонстрировал задатки своего незаурядного таланта. Хорошая постановка. Не безупречная, но очень крепкая и уж точно куда больше заслуживавшая в 1964-м получить «Оскар» за лучший зарубежный фильм, нежели вычурная «8 с половиной» Феллини.
 

 

 

 

 
Постеры к фильму «Нож в воде»
всего 7 постеров:
Трое в лодке не считая Полански. Очень хороший дебют в котором уже видны незаурядные способности этого самобытного и непростого режиссера.
Оценить фильм
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
7.0
проголосовавших: 2
Комментарии
добавить комментарий

© 2010 Кинохоррор. Проект Игоря Лесева