Имя
Контактный телефон или e-mail
Текст сообщения
вход | регистрация
ОСКАР  | ВСЕ ФИЛЬМЫ | ТОП-250 | ЦЕРЕМОНИИ | ПОСТЕРЫ | БАГАЖ | КИНОХОРРОР
Классика начинается здесь
например, Альфред Хичкок
Происшествие на Саут-Стрит
Pickup on South Street
1953
Знаете ли вы, кто убил Дж. Кеннеди?

Спартак

Spartacus
15.07.2018 13:14
Лучшая мужская роль второго плана (Питер Устинов)
Лучшая работа оператора (цветные фильмы)
Лучшая работа художника (цветные фильмы)
Лучшая работа художника по костюмам (цветные фильмы)
Номинации:
Лучший монтаж
Лучший саундтрек для драматических/комедийных картин
Режиссер: Стэнли Кубрик
Страна: США
Год: 1960
Жанр: драма, приключения, военный, биография, история
В ролях:
Кирк Дуглас,
Лоуренс Оливье,
Джин Симмонс,
Чарльз Лотон,
Питер Устинов,
Тони Кертис,
Джон Гэвин,
Нина Фош,
Джон Айрленд,
Херберт Лом,
Джон Долл,
Вуди Строуд

Бескрайняя и могущественная Римская империя I века до нашей эры, не знающая поражений на внешних границах. Но внутри империи вдруг вспыхнул мятеж под предводительством харизматичного раба Спартака, который вместе с кучкой единомышленников сбегает из школы гладиаторов. И очень быстро освобождая по округам таких же как и он рабов, Спартак сколотил гигантскую армию, которая начала на равных противостоять римским центуриям. Остановить мятеж рабов может разве что богатейший человек Рима и одновременно выдающийся полководец Марк Лициний Красс, но и у него имеется внутренняя политическая оппозиция во главе с сенатором Гракхом. И пока в Риме хаотично решали, что делать с восставшими рабами, армия Спартака с боями продвигалась к югу Италии – к порту Брундизий, где по договоренности рабов должны ждать киликийские пираты.

 
Однозначно это был ответ прошлогоднему «Бен-Гуру» Уильяма Уайлера, и ответ получился достойным, хотя такого оскаровского фурора «Спартак» уже не имел. Но в любом случае, одна из первых больших работ молодого режиссера Стэнли Кубрика, вышла масштабной и эффектной. Пожалуй, главная проблема фильма – это несбалансированный сюжет, который при наличии гигантского более чем трехчасового хронометража, к середине фильма существенно проседает в чрезмерной любовно-патриотической (и отчасти левацкой) патетике. Хотя персонально к Кубрику здесь особых претензий быть не может – он как раз не принимал решений в утверждении сюжета, во многом его навязал режиссеру один из сопродюсеров и главных исполнитель роли Спартака Кирк Дуглас, с которым режиссер очень тяжело работал во время съемок. И отмечу еще один недостаток «Спартака» - это слабая батально-историческая визуализация фильма. Здесь присутствует гигантская массовка, шикарны панорамные виды маршей и построения легионов к бою… Но даже в генеральном сражении не чувствуется масштабность, а также информативность самих битв (а по сути, нам будет показан только один генеральный бой).


А вот во всем остальном – это, бесспорно, кино для гурманов хорошего античного жанра в исполнении первоклассных актеров. Кирк Дуглас в роли Спартака брутален, мужественен и одновременно позитивен. Его Спартак – это не только беглый раб – это в первую очередь защитник обездоленных, который идет на заведомо проигрышное дело, и тем не менее, воодушевляет тысячи своих сторонников. Вообще, одно из лучших исполнений Кирка в кино, и даже странно, почему киноакадемики прошли мимо его роли в 1961 году. Удачно сыграл антипода Спартака и Лоуренс Оливье, которому досталась роль эстетски расчетливого консула Красса. Что интересно, персонаж Оливье вызывает определенное сопереживание (хотя тут во многом влияет обаяние самого актера), по крайней мере, в историческом плане Красс ведет борьбу против хаоса и анархии. Собственно, противостояние этой пары и стало центральным в фильме, хотя сценаристы усилили драматическую борьбу между беглым рабом и консулом еще и любовью к одной и той же женщине – рабыне Варинии, которую вполне ровно отыграла Джин Симмонс. Понятно, что зритель требует практически в любом блокбастере, чтобы была красивая баба и любовь, но в данном случае, убежден, упусти сценаристы любовную линию, принципиально достоинства этого полотна не особо уменьшились. Впрочем, Кубрик из героини Симмонс сумел выжать определенные трагические моменты, в частности, эмоционально сильны сцены, а которых Вариния выступает наложницей в школе гладиаторов.


На вторых ролях в этом гигантском пеплуме также сплошь трудились голливудские звезды разной величины, но в первую очередь ударно отыграла пара двух толстяков – Питера Устинова и Чарльза Лотона. Устинов вообще один из лучших в постановке, сыграв блестяще ушлого и одновременно прижимистого хозяина школы гладиаторов, за что и получил заслуженный «Оскар». И к слову, именно его персонаж был единственно комедийным в фильме, а потому ему легче было привлекать к себе внимание. Традиционно хорош был и 61-летний Чарльз Лотон, сыгравший сенатора Гракха, соперничавшего во всем с героем Оливье. Это был предпоследний фильм Лотона, и больше мы его не увидим. В 1962 году этот самобытный актер умрет, оставив богатое наследие, и роль в «Спартаке» занимает достойное место в его блестящей карьере.


Среди остальной армии актеров выделить можно разве что Тони Кёртиса, которому досталась в сюжетном плане бессистемная роль поэта/философа/фокусника Антонина. По большому счету Кёртиса затащили в проект исключительно из-за его визуальной узнаваемости и популярности, которой этот интересный актер пользовался в начале 60-х. Но роль под него была прописана все же блекло. Также очень странным оказался выбор на роль еще молодого Юлия Цезаря актера Джона Гэвина, который ни по типажу, ни по своей харизме совершенно не соответствовал этому историческому персонажу. Понятно, что Цезарь в этой истории о восстании Спартака был далеко не центральным героем, но даже нечастое появление этой фигуры заслуживало более вменяемого исполнителя.


Но в целом Стэнли Кубрик через постоянные срачи с Кирком Дугласом, сумел поставить грандиозное и чертовски увлекательное кино, которое не потеряло своей актуальности и через тучу лет. Масштабность, шикарные панорамы и запоминающиеся типажи – это «Спартак», бесспорно, один из лучших пеплумов об античности.
 

 

 

 

 

Постеры к фильму «Спартак»
всего 26 постеров:
Первое знакомство со Стэнли Кубриком, прощание с Чарльзом Лотоном, одна из лучших ролей Кирка Дугласа… Это все «Спартак», который не должен пугать чудовищным хронометражем – такие фильм даже с учетом чрезмерной лирики проглатываются как горячие пирожки.
Оценить фильм
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
7.67
проголосовавших: 3
Комментарии
добавить комментарий

© 2010 Кинохоррор. Проект Игоря Лесева