Имя
Контактный телефон или e-mail
Текст сообщения
вход | регистрация
ОСКАР  | ВСЕ ФИЛЬМЫ | ТОП-250 | ЦЕРЕМОНИИ | ПОСТЕРЫ | БАГАЖ | КИНОХОРРОР
Классика начинается здесь
например, Альфред Хичкок
Дни вина и роз
Days of Wine and Roses
1962
1 премия
«ОСКАР»
Когда в России научатся снимать фильмы ужасов?

Третий человек

The Third Man
25.12.2016 19:46
Лучшая работа оператора (ч/б фильмы)
Номинации:
Лучший режиссер (Кэрол Рид)
Лучший монтаж
Режиссер: Кэрол Рид
Страна: Великобритания
Год: 1949
Жанр: фильм-нуар, триллер, детектив
В ролях:
Джозеф Коттен,
Орсон Уэллс,
Алида Валли,
Тревор Ховард,
Бернард Ли,
Пауль Хербигер,
Эрнст Дойч,
Зигфрид Бройер,
Эрих Понто,
Уилфрид Хайд-Уайт

В раздолбанную Красной армией послевоенную Вену приезжает американский писатель всякого детективного ширпотреба Холли Мартинс. Приезжает не просто так, а по приглашению своего древнего друга, с которым последний раз пересекался в 1939-ом – Гарри Лайма. Однако, первый же визит ставит американца в тупик – Гарри накануне насмерть сбивает грузовик, и Холли успевает буквально только на похороны своего приятеля. Там писатель знакомится с британским майором Кэллоуй, который после непродолжительной беседы о том, какой Гарри Лайм был мошенник и скот, дает приезжему американцу по морде и настоятельно рекомендует валить обратно в Штаты. Но два момента Холли все же сдерживают от неминуемого отъезда из Вены. Первый – он влюбляется в девушку своего покойного друга, интереснейшую особу с не менее интереснейшим бэкграундом Анну Шмидт. И второй момент – буквально все обстоятельства говорят, что Гарри Лайм не погиб собственной смертью…


Однозначно, британский кинематограф второй половины 40-х переживал свой рассвет. Молодняк уровня Кэрола Рида, пары «лучников» Майкла Пауэлла и Эмерика Прессбургера, совсем юного Дэвида Лина (да и Альфред Хичкок хоть и осел в Голливуде, не перестал быть по духу англичанином) запустили в кинематографе новую волну психоделической формы. Если в Штатах в этот период перешли на острую и даже откровенно неудобную социалку, а в Италии и вовсе помешались на полудокументальном неореализме, то британцы стали снимать нечто, похожее на интеллектуальный нуар. Хотя сказать, что эти фильмы «перевернули» нормы кино, точно нельзя. Однако именно этот период в Британии назван величайшим, а картина «Третий человек» и вовсе «лучшим английским фильмом всех времен». Так ли это? Мягко говоря, очень спорно. Также спорно, как и то, что масса кинокритиков называет «лучшим американским фильмом» «Гражданина Кейна» Орсона Уэллса, который, к слову, исполнил в этом фильме одну из главных ролей на пару со своим корешем Джозефом Коттеном.


Теперь к самому фильму. «Третий человек» поражает своей формой захватывающей игры цвета и тени (совершенно заслуженный «Оскар» за операторскую работу), так и потрясающим музыкальным сопровождение от Антона Кэрраса. Последнее, к слову, очень здорово напоминает еще одну заводную мелодию от француза Мориса Жарра, которая будет написана в 1959 году для фильма ужасов «Глаза без лица», где в одной из главных ролей тоже снимется Алида Валли. К этой форме прибавим политико-криминальный подтекст (зло в послевоенной Вене – это бандиты и рэкетиры, а вот главное судилище для всех – советские коменданты, которым могут передать частное лицо для депортации куда-то на очень страшный коммунистический восток), и блестящую игру актеров. Джозеф Коттен (играет писателя Холли) как раз создан для такого рода фильмов – побольше грязи, расследований, мрачных переулков. Орсона Уэллса в фильме (согласно перипетиям сюжета) былоне так много, но образ интересного мерзавца у него вышел отлично. Хотя само поведение его персонажа в некоторых ключевых моментах (в частности, мне так и не понятно – зачем ему было идти туда, куда вся его здравая логика прожжённого мерзвавца говорила, что идти не надо) вызывает удивление.


Ну и, конечно же, появление в фильме колоритнейшей Алиды Валли – это более чем удачный режиссерский ход. Рид отказался от клише «роковых красоток», поставив на это место женщину, которая поражает даже не внешней красотой, а внутренним обаянием. А эффектное дефиле персонажа Алиды, дважды в фильме возвращающейся с похорон одного и того же человека – это высший пилотаж всей истории. Она любит того, кто не умеет любить, и не может (не хочет?) полюбить парнягу совсем другого типажа.


Но вот что в фильме не впечатляет, даже так, не делает из него нечто «эдакое» - это сюжет и морализаторские подводные камешки. Первый в меру интересен, но в целом предсказуем, а моментами (по поступкам героев) нелогичен. Ну и по морали… ах, детям не хватает ампул с каким-то там лекарством, которое делает их калеками, а в это же время главзлодей зарабатывает на их контрабанде. Это особо «воспринимается» после буквально недавних (как на 1949 год) бомбардировок союзниками Дрездена и Гамбурга, во время которых погибли десятки тысяч таких же немецких детишек, за здоровье которых теперь так пафосно пекутся англо-американцы. В общем, слезу и негодование выбить такими посылами не удалось. Впрочем, это не мешает отметить, что работа Кэрола Рида стала точно не рядовым явлением среди оскаровских номинантов 1951 года. Да и звание «лучшего фильма Великобритании» 1950 года эта лента несомненно заслуживает.
 

 

 

 

 
Постеры к фильму «Третий человек»
всего 32 постера:
Интереснейшая работа Кэрола Рида о неразделенной любви, поделенной Вене и детективно-криминальной истории, которую любовь и Вену смешала в колоритные черно-белые руины.
Оценить фильм
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
8.5
проголосовавших: 2
Комментарии

© 2010 Кинохоррор. Проект Игоря Лесева