Имя
Контактный телефон или e-mail
Текст сообщения
вход | регистрация
ОСКАР  | ВСЕ ФИЛЬМЫ | ТОП-250 | ЦЕРЕМОНИИ | ПОСТЕРЫ | БАГАЖ | КИНОХОРРОР
Классика начинается здесь
например, Альфред Хичкок
Девушка с обложки
Cover Girl
1944
1 премия
«ОСКАР»
Когда в России научатся снимать фильмы ужасов?

Портрет Дориана Грея

The Picture of Dorian Gray
04.06.2015 20:40
- Лучшая работа оператора (ч/б фильмы)
Номинации:
- Лучшая женская роль второго плана (Анджела Лэнсбери)
- Лучшая работа художника (ч/б фильмы)
Режиссер: Альберт Левин
Страна: США
Год: 1945
Жанр: ужасы, фэнтези, триллер, драма, мелодрама
В ролях:
Джордж Сэндерс,
Херд Хэтфилд,
Донна Рид,
Анджела Лэнсбери,
Питер Лоуфорд,
Лоуелл Гилмор,
Ричард Фрайзер,
Дуглас Уолтон,
Мортон Лоури,
Майлз Мандер

Англия второй половины XIX века, очень фактурно поделенная на аристократию – «прожигателей жизни» и всех остальных. Как раз к первым относится цинично философствующий любимчик светской публики лорд Генри, который в очередной приступ ничегонеделания наносит визит к художнику-приятелю Бэзилу Хуолворду. И там лорд Генри застает чудесного молодого юношу Дориана Грея, портрет которого художник как раз заканчивает. Дориан производит впечатление на Генри, впрочем, и Генри своими броскими фразами производит не менее сильное впечатление на молодого красавчика. Разговор заходит о портрете, который никогда не постареет… и Дориан в экзальтированном чувстве произносит странное пожелание – он хочет, чтобы вместо него старел портрет, а он неизменно оставался молодым и красивым.


Оскар Уайльд для Англии (да и в целом, для всего англоязычного мира) персона куда большая по масштабу, чем просто «модник и писатель». Это целая эпоха «изысканного века». А единственный роман Уайльда «Портрет Дориана Грея» по своему значению не уступает многотомникам того же Диккинса. Книга шикарна не столько изысканным слогом и нетривиальным сюжетом, сколько глубочайшей афористичностью. Уайльд в своей крайне короткой жизни написал отличнейший портрет современного ему денди, и заложил основу для дальнейших трансформаций гламурных мажоров. Все это глубокоэстетское говно бездельников романтизировал именно Оскар. А потому вполне очевидно, что мировой кинематограф уже на заре своего становления взялся массово экранизировать этот литературный бестселлер. Были короткометражки, немые схематичные постановки… но с развитием культуры «правильного кино», приходило и осознание того, что ТАКОЙ роман вот так с кондачка экранизировать не удастся. И дальше произошла интереснейшая метаморфоза. От времени появления звукового кино (а это конец 20-х), по сути, первая вменяемая экранизация романа произошла только в 1945 году.


Американцы в послевоенном 45-ом к экранизации книги Уайльда подошли основательно. Один только бюджет картины составил мегавнушительные по тем временам три с половиной миллиона долларов. Для примера, на масштабную постановку «Унесенные ветром» в 1939-ом было потрачено порядка 4 миллионов. Даже с учетом того, что послевоенный доллар значительно ослабел, сумма для фильма, в котором нет ни внушительной массовки, ни батальных сцен, ни вычурных спецэффектов, да еще и снятом в черно-белом цвете – все равно впечатляет. Хотя правды ради отмечу, что эти 3.5 миллиона я в постановке Левина так и не увидел… Но это уже нюансы. Важнее другое. Сценаристы практически не отходили от канонической интерпретации романа Уайльда, максимально приблизив экранизацию к литературному первоисточнику. Да, некоторые несовпадения были (например, временная возлюбленная Дориана Грея в фильме кончает собой по причине того, что ее «обесчестил» главгерой, в то время как в книге ее отвергают из-за ее «творческой посредственности»), но это все нюансы, которые в целом нисколько не изменили сюжетную первооснову книги.


Зато эту основу изменило другое – полное неумение правильно выстроить уальдовскую атмосферу. По большому счету, ее в фильме вообще нет. Левин схематично перенес книгу на экран, но он не перенес того, что хотел сказать своим читателям Уайльд. Ведь Дориан Грей – это не потерянный человек, а история того, как внешне прекрасная губка впитывает в себя мефистофельские идеи (очень интересные и подкупающие идеи) графа Генри, становясь, таким образом, пресловутым падшим ангелом. Но увидеть в герое Херда Хэтфилда (играл Дориана Грея) этого самого падшего ангела, ну вот никак не удается. Парняга (с достаточно сомнительной «божественной» красотой, к слову) изначально вызывает ассоциации аморального уродца, и не больше. Меньше претензий к «демону-искусителю» лорду Генри в исполнении Джорджа Сэндерса, но опять же, у актера была одновременно и сложная (нужно было в буквальном смысле, много говорить), и легкая миссия. По большому счету, Сэндерс озвучил набор удачных уайльдовских крылатых выражений, вроде:
- Разница между увлечением и вечной любовью в том, что увлечение длится немногим дольше.
или
- Странно, когда кто-то умирает, его обнаруживают в Сан-Франциско. Видимо, этот город обладает всеми прелестями загробного мира…


… и дело оказалось в шляпе. Кстати, с другими персонажами тоже вышел конфуз. Мне так и непонятно, за что получила номинацию на «Оскар» страшненькая Анджела Лэнсбери, сыгравшая ту самую главную возлюбленную Дориана Грея. К актерским талантам молоденькой Лэнсбери особых претензий нет (хотя это точно не оскаровская номинация), но образ неписанной красавицы и внешность Анджелы… скажу вычурно, произошел когнитивный диссонанс.


И последнее. Я понимаю, кодекс Хэйса, цензура традиционной морали… Но черт дери, Оскар Уайльд свое творение писал в еще более зашоренном обществе, но то что хотел сказать – он в книге очень недвусмысленно сказал. А именно – «Портрет Дориана Грея» – это ярко выраженный продукт гомосексуальной культуры, нравится это кому-то или нет. Дориан Грей, лорд Генри, Бэзил Хуолворд – это все латентные педерасты, и только через эту призму можно понять всю суть произведения гомосексуалиста Оскара Уайльда. Вся эта «мужская дружба», восхищения портретом и нарциссизм исходят из сексуального влечения мужских персонажей. В фильме этого нет, а значит и нет атмосферы и понимания сути самого произведения.
 

 

 

 

 
Постеры к фильму «Портрет Дориана Грея»
всего 10 постеров:
В качестве схематического отображения романа, претензий к постановке никаких. Хорошая операторская работа, отличный Джордж Сэндерс, достоверная картинка викторианской эпохи… Но это не тот «Портрет Дориана Грея», который придумал в своем нетривиальному мозгу Оскар Уайльд.
Оценить фильм
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
7.5
проголосовавших: 2
Комментарии
, 05.06.2015 19:46
Вины Анджелы в малом соответствии своему книжному образу точно нет - у актрисы был контракт с MGM - это был её третий фильм - что дали играть, то и играла - без выбора. А по поводу гомосексуального характера книги - как-то глупо ждать, что в 1945 году его снимут с таким подтекстом - такое даже в 60-е ждать не имело смысла, чего уж про 40-е.
, 06.06.2015 13:10
ну, не скажи, красавица... "Бунтарь без идеала" - там очень даже проступает гомосексуальный контекст, а фильм 1955 года
, 06.06.2015 13:11
а вообще - это уже мастерство режиссера обходить ограничительные флажки
, 07.06.2015 05:12
Вот именно, что там оно только слегка проступает - а в романе Уайльда - он показан на полную. А кино до такой степени открытости его впервые изобразит только в 1962-м. Когда смотрела "Бунтаря...", почему-то было жаль героиню Натали Вуд - производила впечатление "третьей лишней"
добавить комментарий

© 2010 Кинохоррор. Проект Игоря Лесева