Имя
Контактный телефон или e-mail
Текст сообщения
вход | регистрация
ОСКАР  | ВСЕ ФИЛЬМЫ | ТОП-250 | ЦЕРЕМОНИИ | ПОСТЕРЫ | БАГАЖ | КИНОХОРРОР
Классика начинается здесь
например, Альфред Хичкок
Вторая мировая: К берегам Иводзимы
To the Shores of Iwo Jima
1945
Как часто вы читаете книги?

Быть или не быть

To Be or Not to Be
18.12.2014 18:46
Номинации:
- Лучший саундтрек для драматических/комедийных картин
Режиссер: Эрнст Любич
Страна: США
Год: 1942
Жанр: комедия, военный
В ролях:
Кэрол Ломбард,
Джек Бенни,
Роберт Стэк,
Феликс Брессарт,
Лайонел Этуилл,
Стэнли Риджес,
Сиг Руман,
Том Дуган,
Чарльз Хэлтон,
Джордж Линн

Варшава, август 1939 года. В одном из столичных театров ставится остросоциальная сатира на Гитлера, но во избежание войны (ха-ха), польское министерство запрещает постановку. И местные актеры продолжает в сотый раз ставить одну и ту же проверенную временем шекспировскую нетленку – «Гамлета». Однако главная звезда театра – Йозеф Тура (Джек Бенни) – такое себе самовлюбленное театральное светило, стал замечать одну странность. Во время его главного монолога, начинающегося словами «Быть или не быть» из зала поднимается молодой летчик-лейтенантик, и куда-то продвигается в сторону закулисья. А там все не просто так. В гримерке лейтенанта ожидает жена-красавица Гамлета/Йозефа – Мария Тура (Кэрол Ломбард). Любовный треугольник налицо. И шекспировские страсти не сможет сгладить даже начавшаяся война…


Просто-таки шикарная комедия от немца еврейского происхождения Эрнста Любича. А ведь на заре 30-х таланты Любича ставились под большие сомнения. Мастер конъюнктурных своему времени, но чертовски однотипных варьете с неизменным участием Мориса Шевалье, казался совершенно не приспособленным режиссером для постановки какого-то другого типа фильмов. И такое впечатление твердо держалось до 39-го года, пока не появилась яркая антисоветская сатира «Ниночка» (последняя роль Греты Гарбо в большом метре).


«Быть или не быть» по своей стилистике очень здорово похож на «Ниночку». В этот раз Любич выбрал только объект стеба не Советский Союз, а нацистскую Германию. Но что показательно – и за это данный фильм был очень холодно встречен на Западе – Любич шутит тонко, задорно, но не уничижительно. Нацисты, как и тремя годами ранее «советы», не изображаются полоумными существами, как у того же Чаплина в «Великом диктаторе». «Мы такие же люди как все, мы любим петь, танцевать, любим красивых женщин». Любич создает врагов с человеческим лицом, а у главгероев на первый план выступают человеческие же слабинки – тщеславие, гордость, ревность… И это срабатывает лучше любой топорной агитки, которых к 1942 году наплодилось уже великое множество.


Вторая причина, по которой невзлюбили фильм современники Любича (и эта же причина стала основной, почему фильм с огромным удовольствием смотрится спустя кучу десятилетий) – это невероятно живучий юмор фильма. Жизнь продолжается, несмотря ни на что – ни на войну, ни на расстрелы, ни на разрушенный театр и вообще, разрушенную Варшаву. В какой-то степени можно понять тех же поляков, которые в том же 42-ом видели воочию совсем другую войну, и то, что показали им в «Быть или не быть», мягко говоря, не отвечало действительности. Однако создать кинематографическую нетленку со злобой и кровью в глазах вряд ли у кого-то получалось.


Актерское исполнение в фильме высокого уровня. А ведь звезд в фильме нет! Все отправились в буквальном смысле на фронт. Главная звездочка проекта – это симпатяжка Кэрол Ломбард, хотя вся ее звездность измерялась в 1942-ом только тем фактом, что она была женой самого Кларка Гейбла. А по сути, у Ломбард было всего только две блестящие роли в ее непродолжительной карьере – Ирен Буллок в «Моем слуге Годфри» и, собственно, Мария Тура. Хорошо играла, особенно последний раз. А 16 января 1942 года, еще до премьеры фильма, самолет, на котором летела Кэрол, разбился на взлете под Лас-Вегасом…


Кроме Кэрол выделить еще стоит Джека Бенни. Его лицо во время монолога «Быть или не быть» вместе с удивленно-диким выражением глаз, следящими за уходящим между рядами лейтенантом – это нечто. Не хочу бросаться эпитетами, вроде, «чудесный актер» (к тому же, мое первое знакомство с ним), но то, что данная роль сыграна чудесно – это бесспорно. Бенни создал атмосферу фильма, хотя своих маленьких «фронтовых побед» добились практически все актеры эпизодических ролей.


И последнее. Смотреть фильм в советском дубляже доставляет особое эстетическое удовольствие. Видно, что люди не просто озвучивали – они эмоционально играли. Сейчас такого уровня дубляжа просто нет. Все просрали. Не только фильмы разучились снимать, но даже озвучивать чужие работы. Впрочем, это уже наша война…
 

 

 

 

 
Постеры к фильму «Быть или не быть»
всего 18 постеров:
«Если нас пощекотать, - разве мы не смеемся? Если в нас выстрелить,– разве мы не умрем?». Тонко для эстетов и дерзко для закомплексованных. Еще одно большое и очень яркое кино от Эрнста Любича.
Оценить фильм
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
7.5
проголосовавших: 2
Комментарии
добавить комментарий

© 2010 Кинохоррор. Проект Игоря Лесева