Имя
Контактный телефон или e-mail
Текст сообщения
вход | регистрация
ОСКАР  | ВСЕ ФИЛЬМЫ | ТОП-250 | ЦЕРЕМОНИИ | ПОСТЕРЫ | БАГАЖ | КИНОХОРРОР
Классика начинается здесь
например, Альфред Хичкок
Вся королевская рать
All the King's Men
1949
3 премии
«ОСКАР»
Когда в России научатся снимать фильмы ужасов?

Мой слуга Годфри

My Man Godfrey
16.01.2013 20:07
Номинации:
Лучшая мужская роль (Уильям Пауэлл)
Лучшая женская роль (Кэрол Ломбард)
Лучшая мужская роль второго плана (Миша Ауэр)
Лучшая женская роль второго плана (Элис Брэйди)
Лучший режиссер (Грегори Ла Кава)
Лучший адаптированный сценарий
Режиссер: Грегори Ла Кава
Страна: США
Год: 1936
Жанр: мелодрама, комедия
В ролях:
Уильям Пауэлл,
Кэрол Ломбард,
Элис Брэйди,
Гэйл Патрик,
Юджин Пэллет,
Джин Диксон,
Алан Маубрэй,
Миша Ауэр,
Пэт Флаэрти,
Роберт Лайт

Вот она – вечность. Кэрол Ломбард погибла в авиакатастрофе в 1942-ом, когда ей было всего-то 33. Элис Брэйди умрет от тяжелой болезни в 39-ом. Давно уже нет в живых Уильяма Пауэлла, Миши Ауэра, режиссера картины Грегори Ла Кавы… а вот этот фильм остался, и раз за разом, когда кто-то новый, родившийся много позже смерти этих людей, смотрит это кино, каждый раз оживляет всех этих актеров, а самое главное, получает от них невероятно светлые импульсы. Отдельно добавлю, что последний раз такой душевный подъем от просмотра фильма испытывал, когда только зарождался «Стандарт Оскар», и я сразу же «попал» на «Восход солнца». Картины совершенно разные, я бы даже сказал, из разных эпох немого и звукового кино, но вот ощущение прекрасного чувствуется одинаково.


Итак, на дворе Великая депрессия. На одну из свалок под городским мостом наперегонки прибегают две мажорные сестренки – припадочная Айрин (Кэрол Ломбард) и стервозная Корнелия (Гэйл Патрик). Девчонки ищут объект пари – «забытого человека», которого нужно будет привести для увеселительной публики на показ в отель, и получить за это свои баллы. Под «забытого человека» вполне подходит местный бездомный Годфри (Уильям Пауэлл), который отказывает в услуге Корнелии, но соглашается выручить младшенькую Айрин. Вскоре неуравновешенная младшая сестренка предлагает Годфри работу лакея в ее доме, и новый сотрудник сферы обслуживания обнаруживает, что ненормальных на его хозяйстве будет куда больше, чем две барышни. Впрочем, и у самого Годфри за плечами та еще биография…


Безвестный, и по сути, уже бесперспективный режиссер Грегори Ла Кава снимал всю свою жизнь какие-то короткометражки, затем перешел на никем незамеченные комедии, и вдруг на пятом десятке лет разразился вот этой нетленкой. После выхода в прокат «Слуги Годфри» Ла Кава в Голливуде заметят, в следующем год он снова получит номинацию, как лучший режиссер, а потом… перестанет снимать. Американские кинобиографии просто удивительны. Всю жизнь идти к признанию, добиться его, и тут же уйти с профессии. Но перейдем непосредственно к фильму.


«Мой слуга Годфри» по своей видимой характеристике относится к комедийному жанру. И здесь, действительно, смешно. При этом смешно все время. Однако Ла Кава копает куда глубже, заходя в социальную проблематику сосуществования разных классов. Но что удивительно, в фильме совершенно нет пропаганды левацкий идей! Вообще нет. Здесь нет социалистического критинизма раздачи денег бедным, как в том же фильме Капры «Мистер Дидс переезжает в город». И здесь нет обвинительных приговоров в популярном в 30-х стиле «богатые виноваты уже в том, что они богатые». Классовые противоречия Ла Кава в своем фильме разрешает сообразно реалиям существования капиталистической страны – если есть у человека проблема, нужно дать возможность ему ее решить, но решать свои проблемы он должен самостоятельно. Вот в этом аспекте Ла Кава не выходит за рамки реализма, а романтизм у него в фильме исключительно в человеческих отношениях. Отсюда и глубина фильма. Здесь не просто присутствует тонкий юмор, здесь юмор нанизан на серьезные общественные проблемы. И именно такой подход («просто о сложном») оставляет после просмотра мощное послевкусие.


Касательно персонажей отмечу, что здесь произошла настоящая химическая органика, когда абсолютно все актеры максимально убедительно соответствуют своим сценическим образам. Впечатляют все. Папашка семейства (Юджин Пэллет) с одной стороны финансовый харизмат, на котором и держится все благополучие, но одновременно терпит в доме альфонса своей жены. Миша Ауэр сыгравший «ранимого» альфонса Карло изобразил просто что-то невероятное и, пожалуй, это лучшая его роль в кино вообще. Комедийное существо-приспособленец, любящее пожрать, и невероятно пафосно впадающее в образы «волнения» вызывает смех до истеричного упадка. (И очень непонятно, почему статуэтка досталась не Мише Ауэру, а Уолтеру Бреннану за, мягко говоря, не самую яркую роль в «Приди и владей»). Мамаша семейства Анжелика (Элис Брэйди) с большим трудом дружит с головой, невероятно глупая, но при этом позитивная тетка. Сестренки соперницы (Кэрол Ломбард и Гэйл Патрик) чертовски привлекательны в своих образах. Старшая явно с задатками интеллекта, мощный манипулятор и настоящий игрок. А младшенькая со своими постановочными припадками и инфантильной манерой поведения – один из главных коньков всего фильма. По сценарию фильма Айрин влюбляется в Годфри, а в реальной жизни Кэрол Ломбард и Уильям Пауэлл поженились накануне съемок фильма. Правда, ненадолго. В 1939-ом Кэрол выйдет замуж за Кларка Гейбла…


Ну и Уильям Пауэлл, актер, без которого невозможно представить не только этот фильм, но и «золотое десятилетие» Голливуда в целом. С Пауэллом мы встречались уже неоднократно, всегда его роли были запоминающимися, ни разу не видел его халтурного исполнения (хотя тут следует сделать поправку на то, что мы анализируем исключительно фильмы-номинанты на «Оскар»), но именно в роли Годфри Пауэлл смог максимально приблизить свое внутреннее содержание к своей же форме. Персонаж Пауэлла – это снисходительный, иногда в меру циничный, интеллектуал. И Годфри – это такой же слуга, как, скажем, из Спартака – раб. Годфри не служит, он оказывает (очень качественно) услуги, при этом всегда берет взамен. И не 180 долларов в год, а значительно больше. Это личность глубокого саморазвития и со своим нелинейным и нестереотипным видением человеческих отношений. Именно такие вот Годфри, (которых, на самом деле, и в Штатах-то единицы), сумели выйти из Великой депрессии и построить большую страну больших возможностей.


И последнее. Пусть вас не смущает, что у фильма при шести номинациях нет ни одной статуэтки. Поверьте моему опыту – между наличием статуэтки и просто номинацией можно ставить знак равенства. Это формальность, которая призвана удовлетворять тщеславие актеров, режиссеров, продюсеров и т.д. Тот же Уильм Пауэлл, например, за всю свою блестящую карьеру так и не получил ни одной статуэтки. Зато в том же 1937-ом «Оскара» получил не очень понятно за что Пол Муни. И критиковать здесь киноакадемиков тоже будет не очень правильно. Достаточно сложно оценить настоящее величие фильма, живя с ним одним временем. Это называется апробация близости. Часто, чтобы понять, что мы имеем дело с нетленкой, должно пройти несколько лет. А «Оскар» - награда ежегодная. И оценочная субъективистика здесь будет постоянно присутствовать. Единственное, чего я действительно понять не могу, так это отсутствие «Годфри» среди номинантов на лучший фильм. Выдвижение фильма на все актерские, режиссерскую и сценарную номинации уже предполагает, что фильм является особенным, а значит, априори претендует на звание лучшего. В общем, без буйных таракашек в головах оргкомитета Киноакадемии на девятой церемонии награждения не обошлось.


P.S. Думаю, не стоит лишний раз упоминать, что весь фильм буквально напичкан искрометными диалогами и фразами. Приведу лишь малую часть из них:

 

- Вы бьете женщин?
- Если хотите знать, то и мужчин тоже.

 

- Я вчера смотрел счета за прошлый месяц, кажется, вы спутали меня с министром финансов.

 

- А здесь такое движение, ну как на вокзале.
 

 

 

 

 
Постеры к фильму «Мой слуга Годфри»
всего 8 постеров:
Искренне завидую тому человеку, который соберется посмотреть этот фильм впервые. Такие фильмы живут вне времени, а страна, которая снимает такое кино, может по праву называть себя великой.
Оценить фильм
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
8.45
проголосовавших: 20
Комментарии
добавить комментарий

© 2010 Кинохоррор. Проект Игоря Лесева