Имя
Контактный телефон или e-mail
Текст сообщения
вход | регистрация
ОСКАР  | ВСЕ ФИЛЬМЫ | ТОП-250 | ЦЕРЕМОНИИ | ПОСТЕРЫ | БАГАЖ | КИНОХОРРОР
Классика начинается здесь
например, Альфред Хичкок
Ходячий болтливый ястребенок
Walky Talky Hawky
1946
Знаете ли вы, кто убил Дж. Кеннеди?

Доктор Джекилл и мистер Хайд

Dr. Jekyll and Mr. Hyde
04.07.2012 09:52
Лучшая мужская роль (Фредрик Марч)
Номинации:
Лучший адаптированный сценарий
Лучшая работа оператора
Режиссер: Рубен Мамулян
Страна: США
Год: 1931
Жанр: ужасы, фантастика, драма
В ролях:
Фредрик Марч,
Мириам Хопкинс,
Роуз Хобарт,
Холмс Херберт,
Хэллиуэлл Хоббс,
Эдгар Нортон,
Темпе Пиготт,
Сэм Харрис,
Том Лондон,
Арнольд Люси

У «Дракулы» Брэма Стокера есть, пожалуй, один оппонент, который по валовому количеству экранизаций может составить достойную конкуренцию. Речь, как вы могли догадаться, идет о повести Роберта Льюиса Стивенсона «Странная история Доктора Джекилла и мистера Хайда». Для нашей клиентуры средних широт Стивенсон известен в основном по «Острову сокровищ», а вот в англо-саксонском мире доминирует именно история о похождении двуликого доктора Джекилла-Хайда, первые экранизации которой начались еще в те времена, когда у народа появились доступные синематографические аппараты. На сегодня в той или иной вариации можно говорить приблизительно о 50 экранизациях повести Стивенсона. Что касается фильма Мамуляна, то это далеко не первая киноистория о Джекилле и Хайде, но, однозначно, самая оцененная в мировом кинематографе. В том числе, и статуэткой «Оскар» за лучшую мужскую роль.


Итак, Лондон второй половины ХІХ века. Эпоха научных изысканий, революционных знаний и веры в тотальную возможность человека-ученого. Как раз в этой среде «звездит» доктор и ученый Генри Джекилл, лекции которого проходят с невероятным фурором. Генри рассказывает, что человек состоит из двух «я» - доброго и злого. И он знает, как методом научного эксперимента отделить первое (доброе «я») от второго (злого). Помимо прочего, Джекилл пользуется успехом и у женщин, но остается верным своей невесте Мюриэл, согласие на брак с которой не спешит молодым дать ее респектабельный отец и по совместительству, бригадный генерал Данверс. Впрочем, доктор Джекилл не расстраивается, а, между прочим, спасает от побоев проститутку Иви Пирсон (Мириам Хопкинс), ну и наконец, добивается успеха в своей лаборатории, проведя над собой эксперимент по выдворению из своего организма всего злого…


История Стивенсона чертовски привлекательна, именно потому за нее и берутся в Голливуде с маниакальной частотой. Однако по-настоящему мастерски и новаторски за экранизацию этой легенды взялся наш бывший соотечественник армянского происхождения Рубен Мамулян. Сразу после Октябрьской революции Рубен одним из первых сообразил, что с большевиками кроме соцреализма ничего другого снимать не получится, и транзитом через Англию перебрался в Штаты. В 20-х Мамулян работал на Бродвее, ставя (достаточно успешно) всевозможные мюзиклы, но в разгар Великой депрессии Рубена потянуло в лоно большого кино. Начало 30-х – это как раз и был расцвет Голливуда, которому требовались новаторы и созидатели, а потому холмы и армянин нашли друг друга сразу.


Первое, что бросается в глаза – обильное использование режиссером эффекта сужающегося по периметру экрана. Таким простым, но эффективным способом Мамулян смог передать «взгляд изнутри» конкретного персонажа, что для 1931-го года было ново. (Чуть позже именно у Мамуляна впервые в фильме появится закадровый голос, передающий «мысли персонажа», что избавит актеров от театрализованных монологов вслух). Но что по-настоящему поразило критиков и зрителей в 30-х, так это технология нанесения грима в фильме. В 1932-ом еще не существовало «оскаровской» номинации в категории «Лучший грим», иначе фильм Мамуляна разжился еще бы одной статуэткой. Если сравнивать грим в «Кинг Конге», который вышел двумя годами позже, то работа Мамуляна выигрывает на две головы.


Что касается Фредрика Марча, получившего «Оскара» в категории «Лучшая мужская роль», то здесь все вполне заслуженно. (Не забываем, правда, что в 1932-ом за лучшую мужскую роль вместе с Марчем статуэтку одновременно получил и Уоллес Бири за «Чемпиона», но это уже несущественные детали). При этом примечательно, что Марч куда больше интересен в образе монструозного мистера Хайда, нежели в облике покладистого и правильного доктора Джекилла. Без Хайда не было б и «Оскара». Остальные актеры были послабее (собственно, весь фильм за всех отдувался как раз Марч), но одного примечательного персонажа все же отмечу – проститутку Пирсон в исполнении Мириам Хопкинс. Интересно то, что в этом же самом 1931-ом году Хопкинс играла аристократическую недотрогу-принцессу в «Улыбающемся лейтенанте» (в паре с Морисом Шевалье), и уже тогда эту симпатичную актрису хотелось увидеть в ином амплуа. И вот, пожалуйста – проститутка.


И последнее, касательно «хорроровости» самого фильма. Здесь нужно понимать ряд моментов. Во-первых, Стивенсон никогда не писал в подобном жанре. «Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда» - это психологическая повесть, но никак не «ужасающая». Во-вторых, нужно помнить об эпохе, в которой создавался фильм. В Штатах в разгаре социально-финансовый кризис, многим американцам не всегда два раза в день удается поесть, а потому хоррор на экране был бы просто коммерчески неуместен. По сути, его время еще не пришло (хотя уже через несколько лет начнется эпоха готического голливудского хоррора). Потому все «ужасное» в фильме свелось исключительно к гриму, который, и вправду был чертовски хорош.

 

 

 

 
Постеры к фильму «Доктор Джекилл и мистер Хайд»
всего 9 постеров:
Не то, чтобы фильм «на все времена», но во все времена с ним точно стоит ознакомиться. Одна из лучших экранизаций повести Стивенсона в вариации раннего (но уже мастерски зрелого) Мамуляна и в исполнении молодого Фредрика Марча.
Оценить фильм
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
8.0
проголосовавших: 4
Комментарии
добавить комментарий

© 2010 Кинохоррор. Проект Игоря Лесева