Имя
Контактный телефон или e-mail
Текст сообщения
вход | регистрация
ОСКАР  | ВСЕ ФИЛЬМЫ | ТОП-250 | ЦЕРЕМОНИИ | ПОСТЕРЫ | БАГАЖ | КИНОХОРРОР
Новостные опусы складируются здесь
например, Альфред Хичкок
Небеса могут подождать
Heaven Can Wait
1943
Когда в России научатся снимать фильмы ужасов?
Английское нашествие
30.11.2018 15:20

1962 год особо в мире ничем приметным не отметился. Французы вынужденноподписали Эвианские соглашения, отпустив тем самым Алжир в свободное плавание и закончив тупую и бесперспективную войну. Хотя французы еще не знали, что через полвека уже Алжир придет во Францию и будет кошмарить через своих арабских мигрантов белых французиков. Так сказать, ответка за колониальные прегрешения предков. А у нас будет Новочеркасский расстрел, о котором массово узнают только во времена перестройки. А еще Солженицын официально в Союзе опубликует яркую антисоветскую повесть «Один день Ивана Денисовича». И хотя лавочку для Солженицына скоро закроют, на Западе антисоветчики его с удовольствием приметят и приблизят к далеко не бесспорной «нобелевке». Хотя то, что сделают с Нобелевской премией безумцы в дальнейшем, то о Солженицыне еще можно говорить, как чуть ли не о литературной глыбе.


Ну а в Англии и Германии в том же 1962 году свои первые концерты дает абсолютно никому неизвестная группа, состоящая из патлатых, но прилично одетых мальчиков со странным названием The Beatles. Настоящая битломания начнется только в следующем году. Но английское нашествие уже началось. По крайней мере, в кино. И если мы говорим о кинонашествии, то имеем в виду, конечно же, главную кинематографическую площадку планеты – Голливуд.


1962 год среди оскаровских номинантов подарил целый набор достаточно занимательных картин. Хотя какого-то единого тренда еще не было. Фильмы снимали на самые разные тематики, где была и военная тема, и тюремная, касались и расовой сегрегации, были и приключенческие ленты... И среди всего этого калейдоскопа было много и достойного, и занятного. Но киноакадемики отдали свое предпочтение красочному зрелищу с некоторой сюжетно-драматической конвой. Я сейчас говорю о богатой на цвет и колорит историко-биографической постановке британца Дэвида Лина «Лоуренс Аравийский», получившей главный «Оскар» года. В целом, вполне достойный выбор. Лично мои фавориты чуть-чуть другие, но они вообще не были номинированы на лучший фильм года. Но Лин создал визуально эффектную картину пусть и не с идеальным сюжетом, но захватывающим повествованием. И в этом плане крыть британца другим конкурентам было особо нечем.


Хотя нет. Была еще одна картина целого набора режиссеров – Кена Эннакина, Эндрю Мортона, Бернхарда Викки, Герда Освальда и Дэррила Ф. Занука, создавших на свою компанию чертовски эмоциональное и зрелищное кино «Самый длинный день». По сути, это была первая серьезная попытка осознания грандиозности высадки союзников в Нормандии. Десятки звездных актеров, масштабные батальные сцены, историческая достоверность и что особо удивительно – вполне допустимый пафос, а ведь в этом направлении у американцев традиционно присутствует перебор. Единственно, что эта очень классная лента была снята в черно-белом цвете. А будь она цветной, еще вопрос, кто бы получил главный «Оскар» года.


Еще две ленты на лучший фильм года были хороши, но не бесспорны в своих претензиях на главного слона. Хотя критики спустя года именно картину Роберта Маллигана «Убить пересмешника» с Грегори Пеком поставили выше всех других лент 1962 года. Но у Маллигана и тема была конъюнктурно-вечной. Расовая сегрегация. Везде где негры и педики, там всегда особая любовь критиков. Хотя надо признать, Маллиган снял все же очень хорошее и эмоционально-очищающее кино.


Недурственно вышла приключенческая постановка пары режиссеров Льюиса Майлстоуна и Кэрола Рида «Мятеж на Баунти», в которой эффектно гарцевал «американское все» Марлон Брандо. Но у «Баунти» был один недостаток – это уже был ремейк другой одноименной картины 1935 года в которой также гарцевал не менее звездное «американское все» Кларк Гейбл. А в 1963 киноакадемики еще не готовы были давать главную статуэтку ремейкам.


А вот пятый представитель в этом славном обществе претендентов на лучший фильм года оказался странным недоразумением. Мюзикл некоего Мортона ДаКосты «Музыкант» - просто фантастическая бредятина, который вообще непонятно как попал в этот список. И это при том, что конкурсная программа 1963 года была насыщенной на достойные работы. В общем, абсолютно левый пассажир, заслуженно сегодня забытый.


Перейдем к индивидуальным слонам. «Оскар» за лучшую мужскую роль отдали Грегори Пеку, который трогательно отыграл правильного адвоката в «Убить пересмешника». Исполнение, бесспорно, достойное и сказать, что киноакадемики как-то схалтури, не получается. Но лично мне новичок голливудской тусовки Питер О’Тул в роли Лоуренса Аравийского понравился больше. А еще больше понравился итальянец Марчелло Мастроянни, блестяще сыгравший (как по мне, так вообще свою лучшую роль) в чертовски смешной чернушной комедии «Развод по-итальянски». Но как бы то ни было, именно эта тройка актеров заслуживала получить «Оскар» и один из этих достойных актеров его таки получил. Остальные два актера – Берт Ланкастер и Джек Леммон, безусловно, также очень классные исполнители. Но их фильмы – «Любитель птиц из Алькатраса» (Ланкастер) и «Дни вина и роз» (Леммон) сами по себе были слабее конкурентов. К тому же Леммон в драматическом амплуа смотрится менее выигрышнее самого себя комедийного.


А вот среди актрис, претендовавших на номинацию лучшей, особой конкуренции не вышло. Энн Бэнкрофт за чумную игру в эмоциональной драме «Сотворившая чудо» на голову была интереснее всех остальных конкуренток. Без сомнения, заслуженный слон. А из других претенденток была интересна реабилитация старушки Бетт Дэвис, сыгравшей в психологическом хорроре «Что случилось с Бэби Джейн?» Роберта Олдрича. Что интересно, Бетт там играла в паре со своей извечной конкуренткой по молодости Джоан Кроуфорд, и снова ее уделала. Кроуфорд не получила номинации, хотя присутствовала в кадре не меньше, а вот Бетт отхватила. А в наши дни по итогам одного этого фильма американцы умудрились снять целый сериал, еще и второй сезон запустили... Удивительное умение хайпануть там, где вроде бы истории на гулькин нос. Но американцы не просто сняли сериал, а мутят по истории съемок одного фильма уже второй сезон. Но это мы отвлеклись. Остальные три актрисы – Ли Ремик («Дни вина и роз»), Кэтрин Хепберн («Долгий день уходит в ночь») и Джеральдин Пейдж («Сладкоголосая птица юности») особой конкуренции Бэнкрофт не составили.


Среди актеров за игру второго плана «Оскар» всунули старику Эду Бегли за игру в недурственной драме Ричарда Брукса «Сладкоголосая птица юности», где тот фонил для красавчика Пола Ньюмана и не очень красавицы Джеральдин Пейдж. Выбор, прямо скажем, спорный. Например, Теренс Стэмп – имя актера сегодня вообще ни о чем не говорит – снялся в одном из лучших фильмов всего 1962 года «Билли Бад», который поставил прекрасный актер, и вдруг как выяснилось толковый режиссер Питер Устинов. Самым колоритным из претендентов был толстяк Виктор Буоно, снявшийся в «Что случилось с Бэбби Джейн?». Не менее колоритным был и лысый Телли Савалас, снявшийся в тюремной драме с Бертом Ланкастером «Любитель птиц из Алькатраса». Интересно, что Савалас в будущем станет крестным отцом Дженнифер Энистон. Да-да, той самой подружки из «Друзей». И даже одно из открытий года – египтянин Омар Шариф снявшийся в «Лоуренсе Аравийском» – будет заметнее Эда Бегли.


Ну а среди актрис снова никакого разнобоя. Кто такая Пэтти Дьюк – сегодня уже хрен кто знает. Но именно эта 16-летняя малолетка в 1963-м получит абсолютно заслуженный «Оскар» за роль глухонемой девочки в драме «Сотворившая чудо». По сути, это будет ее единственная толковая роль в кино, но это тот случай, когда одна роль стоит выше, нежели богатая, но бесцветная карьера. Остальные претендентки – Тельма Риттер, Анджела Лэнсбери, Ширли Найт и Мэри Бэдам – были на фоне блистательной Пэтти Дьюк совершенно неприметны. Интересно, что в этой компашке Тельме Риттер уже шестой раз в карьере всунули холостую оскаровскую номинацию. И в очередной раз не совсем понятно за что. Но зато последний.


По лучшему режиссеру. Киноакадемики не стали ломать свою заведенную традицию и лучшим режиссером назвали автора лучшего же фильма – Дэвида Лина. В общем-то, заслуженно и предсказуемо. Остальные ребята – Пьетро Джерми («Развод по-итальянски»), Артур Пенн («Сотворившая чудо») и Роберт Маллиган («Убить пересмешника») были в роли достойных статистов. А вот что делал в этой компании некий Фрэнк Перри, снявший ленту «Дэвид и Лиза», мне не совсем понятно. Работы Перри нет даже в русском переводе.


Но в конкурсной программе были и другие, не менее знаковые ленты. Некоторые мы уже в контексте упомянули – итальянская комедия «Развод по-итальянски», драма «Сотворившая чудо» и один из моих фаворитов «Билли Бад». Последняя лента Питера Устинова лично мне вообще «зашла».


Ну а мой фаворит всей церемонии среди любителей кино может вызвать удивление и, возможно, даже недоумение – это комедия с претензией «на подумать» Джорджа Роя Хилла «Период привыкания». Классная лента режиссера-дебютанта, первым раскрывшим нерядовой талант красотки Джейн Фонды, на которой таланты бати, как выяснилось, не отдохнули.


И уж если мы упомянули слово «дебютанты», то упомянем и открытия года. Среди режиссеров – это все тот же Джордж Рой Хилл. К сожалению, режиссер будет снимать не так часто, но зато очень ударно. «Весьма современная Милли», «Буч Кэсседи и Санденс Кид», «Афера» - это все будут работы Хилла.


А вот среди актеров открытий будет еще больше. В первую очередь – это Питер О’Тул и Джейн Фонда, которым предстоит вырасти уже очень скоро в топ-звезд первой величины Голливуда. Оба очень самобытные актеры с мощным диапазоном игры. Хотя как по мне, Джейн было реализоваться сложнее. Во-первых, она была чертовски красивой, а это загоняло актрису в определенные стереотипные рамки. И Джейн пришлось доказывать, что она может быть эффектна не только в ролях секси-дурочек уровня туалетных комедий. А во-вторых, Джейн была дочуркой топ-актера, т.е. у ней был изначально шлейф «стою за папочкой». Но Фонда отлично пройдет эти испытания и кучу раз докажет, что она самобытная личность. Впрочем, уже в 1962-м Джейн это и начала убедительно доказывать. В том же году на авансцену также выйдет уже упомянутый актер Омар Шариф. Особо знаковым он точно не будет, но в ряде недурственных проектах засветится, да и в целом, узнаваемость у него будет на достойном уровне.


Именитым провалом в карьере я бы назвал «Лолиту» Стэнли Кубрика. Хотя критики точно не растоптали эту ленты, там ведь имя самого Кубрика рядом стоит. Но если бы не это магическое имя, этот фильм сегодня точно никак бы не вспоминали.


Ну и недоразумение церемонии – это «Тарас Бульба» Дж. Ли Томпсона с участием Томаса Кертиса и Юла Бриннера. Возможно, если бы Николай Гоголь увидел такую интерпретацию своего произведения, он бы и эту свою рукопись сжег. Американцы без клюквы о русских обойтись в принципе не могут. Подозреваю, именно в этом таится наше историческое противостояние. Как научимся друг о друге снимать достойные фильмы, сразу найдем общий язык и во всем остальном.


И пару слов об организационных изменениях. Кое-что поменялось, хотя это можно назвать больше косметикой. Киноакадемики объединили две номинации в одну. Было – «Лучший саундтрек для драматических/комедийных картин» и «Лучший саундтрек для музыкальных картин», а стало просто – «Лучший саундтрек». А на освободившемся месте появилось – «Лучшая музыкальная адаптация». Все остальное – без изменений.


А теперь перечисляем всех победителей 35-й церемонии «Оскар»:

 

Лучший фильм
Лоуренс Аравийский

 

Лучшая мужская роль
Грегори Пек (Убить пересмешника)

 

Лучшая женская роль
Энн Бэнкрофт (Сотворившая чудо)

 

Лучшая мужская роль второго плана
Эд Бегли (Сладкоголосая птица юности)

 

Лучшая женская роль второго плана
Пэтти Дьюк (Сотворившая чудо)

 

Лучший режиссер
Дэвид Лин (Лоуренс Аравийский)

 

Лучший оригинальный сценарий
Развод по-итальянски

 

Лучший адаптированный сценарий
Убить пересмешника

 

Лучшая работа оператора (ч/б фильмы)
Самый длинный день

 

Лучшая работа оператора (цветные фильмы)
Лоуренс Аравийский

 

Лучшая работа художника (цветные фильмы)
Лоуренс Аравийский

 

Лучшая работа художника (ч/б фильмы)
Убить пересмешника

 

Лучшая работа художника по костюмам (цветные фильмы)
Чудесный мир Братьев Гримм

 

Лучшая работа художника по костюмам (ч/б фильмы)
Что случилось с Бэби Джейн?

 

Лучший звук
Лоуренс Аравийский

 

Лучший монтаж
Лоуренс Аравийский

 

Лучшие спецэффекты
Самый длинный день

 

Лучшая песня
Дни вина и роз – Days of Wine and Roses

p> 

 

Лучший саундтрек
Лоуренс Аравийский

 

Лучшая музыкальная адаптация
Музыкант

 

Лучший короткометражный анимационный фильм
Дыра

 

Лучший короткометражный игровой фильм
Счастливая годовщина

 

Лучший короткометражный документальный фильм
Дилан Томас

 

Лучший документальный фильм
Черная лиса: Правда об Адольфе Гитлере

 

Лучший фильм на иностранном языке
Воскресенья в Виль-д'Эвре — Франция

 

Гуманитарная премия имени Джина Хершолта
Стив Броди


 

 

 

 

 
Комментарии
Андрей Смирнов, 30.11.2018 06:55
"автора лучшего же фильма – Питера Лина". Все же Дэвида Лина. А так да год очень достойный и хороших фильмов хватает. Особенно по контрасту с предыдущим.
Akatos, 30.11.2018 15:19
Ага, ща поменяю, спс за внимательность) Ну а год, действительно, интересный получился.
добавить комментарий
© 2010 Кинохоррор. Проект Игоря Лесева