Имя
Контактный телефон или e-mail
Текст сообщения
вход | регистрация
ОСКАР  | ВСЕ ФИЛЬМЫ | ТОП-250 | ЦЕРЕМОНИИ | ПОСТЕРЫ | БАГАЖ | КИНОХОРРОР
Новостные опусы складируются здесь
например, Альфред Хичкок
Путь наслаждений
Primrose Path
1940
Как часто вы читаете книги?
Квартирный вопрос
23.06.2018 21:47

Мир вместе с кинематографом, который как раз и является зеркалом этого самого мира, вступал в 60-е без понятной для самих себя повестки. Хотя именно 60-е и станут переломным десятилетием, которое коренным образом изменит мировоззренческие установки пусть не всего человечества, но точно ведущей его части. Сексуальная революция, эмансипация, политкорректность, ЛГБТ-движение – все это возьмет начало в 60-х. Но произойдет это все же на излете десятилетия. А пока что самым главным событием 1960 года в мире стал окончательный крах старой колониальной системы, которую по инерции на себе тянули два европейских карлика – Британия и Франция. 1960 год стал годом Африки. 17 независимых стран на черном континенте. Они еще не знают, что эксплуатация внешняя для них сменится эксплуатацией внутренней. Лучше жить африканцы не станут, но зато переоденутся в костюмы (элита) и назовут себя президентами и депутатами.

 
Из Аргентины в 1960-м году «Моссадом» будет похищен и доставлен в Израиль нацистский преступник Адольф Эйхман, что в последствии найдет отображение в кинематографе. А у нас в Москве откроют Университет дружбы народов. Над Уралом будет сбит американский самолет-разведчик У-2 с неудачно пролетавшим Фрэнсисом Пауэрсом. А на Байконуре произойдет самый страшный взрыв ракеты в отечественной истории, унесший жизни кучи конструкторов, военных и других причастных к космическим полетам.


Ну а что же «Оскар»? 33-я церемония награждения кинопремии вышла интересной в плане подбора конкурсной программы. Точно не слабее предыдущей, которая тоже была ударной. И при этом нельзя сказать, что в кинематографе появились какие-то веяния, предопределившие последующее движение. Разве что победа в категории главной картины года – комедия Билли Уайлдера «Квартира» продолжила линию Делберта Мана с его «Марти» от 1955 года на реалистичность и актуальную социально-молодежную проблематику одиноких сердец.


Вообще, победа «Квартиры» вполне заслуженна, а Билли Уайлдер и вовсе с этой работой достиг вершины своего творчества, взяв еще «Оскар» и как лучший режиссер. Дальше у Уайлдера пойдет заметный спад, при этом начнется он буквально со следующего года и такого режиссера, каким он был в «Джазе только девушки» и «Квартира», мы его больше никогда не увидим. Режиссер исключительно эпохи 50-х.


Но что интересно, имея очень сильный состав картин, киноакадемики умудрились именно в конкурсанты на лучший фильм года набить черт знает что. По сути, у «Квартиры» с таким подбором конкурентов в принципе не было шансов не взять главный «Оскар». Судите сами. На лучший фильм года был номинирован слабенький авантюрный вестерн «Аламо» с Джоном Уэйном, где еще и режиссером выступил сам Джон Уэйн. Режиссер из него, прямо скажем, так себе. В этом же списке гарцевала странная клерикальная драма «Элмер Гантри», в которой отжигал находящийся в тонусе Берт Ланкастер. Дальше шла совсем унылая приключенческая лента Фреда Циннемана «Бродяги». И завершает этот список фильм некоего Джека Кардиффа «Сыновья и любовники», который до сих пор не переведен даже на русский язык. По большому счету, если бы ни один из этих фильмов вообще не попал в конкурсную программу «Оскара», киноакадемия от этого вообще ничего бы не проиграла.


А вот что по настоящему удивило, так это отсутствие среди номинантов на главный фильм года вершины творчества Альфреда Хичкока легендарной ленты «Психо». Как по мне, это вообще лучший фильм всего 1960 года. Кино во многом изменившее понятие о саспенсе, триллере, криминальных лентах и хорроре. Фундаментальная картина мирового кинематографа. И что интересно, сам Хич в номинантах на лучшего режиссера фигурирует, а вот его ленте не нашлось места среди номинантов на лучший фильм года. Зато там нашлось место всякому мусору, вроде картины «Бродяги». Альфред, к слову, тоже дошел в 1960-м до своей вершины. Будут еще очень недурственные «Птицы», но все это уже будет путь вниз. Пусть и не такой стремительный, как у Билли Уайлдера.


Переходим к индивидуальным слонам. В 1961-м киноакадемики, однозначно, напороли. Если «Оскар» Билли Уайлдеру, как лучшему режиссеру, пусть и на фоне Альфреда Хичкока не вызывает особого отторжения, хотя бы потому, что оба были достойными конкурентами, то среди актерских номинаций произошел когнитивный диссонанс. Лучшим актером признан Берт Ланкастер, сыгравший как всегда экспрессивно в картине «Элмер Гантри». Берт – актер сильный и если смотреть на всю свою карьеру, то на «Оскар» он давно уже наиграл. Но все же это игровая статуэтка, которая ему была выписана за конкретную работу, а вот к самому фильму есть вопросы. И особенно эти вопросы усиливаются, когда второй год подряд абсолютно незаслуженно мимо «Оскара» пролетает восхитительный Джек Леммон, который феерил в уйлдеровской «Квартире». Остальные конкурсанты – Лоуренс Оливье и Спенсер Трэйси снялись в слабых картинах («Комедиант» и «Пожнешь бурю», соответственно), а игру Тревора Ховарда я и вовсе не видел, так как он снялся все в том же упомянутом выше непереведенном фильме.


Точно также левую статуэтку выписали Элизабет Тейлор за роль проститутки с аристократическими наклонностями в «Баттерфилд 8». Очень переоцененная роль и фильм. Особенно на фоне трогательно отыгравшей Ширли МакЛейн в «Квартире», где ей тоже пришлось сыграть роль далеко не самой прилежной дамочки. Остальные конкурсантки были именитыми, но вошедшими уже в пике в своих карьерах. По последнему разу на «Оскар» были выдвинуты Грир Гарсон (ее фильм «Восход солнца в Кампабелло» на русский язык также не переведен) и заметно сдавшая в карьере Дебора Керр («Бродяги»). В эту же компанию непонятно с какой пьянки затесалась гречанка Мелина Меркури, также сыгравшая проститутку в пустой, но пафосной драме Жюль Дассена «Никогда в воскресенье». Вообще, роли проституток и любовниц стали центровыми среди номинанток 1961 года.


А вот со статуэтками второго плана бардака было уже меньше. Среди мужчин вполне заслуженно статуэтку вручили Питеру Устинову за игру в пеплуме «Спартак», где свою лучшую роль отыграл Кирк Дуглас. Хотя вполне наиграл на статуэтку и другой новичок – тогда еще никому неизвестный Питер Фальк. До сериала «Коломбо» было еще целое десятилетие, но Питер уже успел открыть двери славы через криминальную ленту «Корпорация «Убийство». Среди остальных номинантов широко известен был только Сэл Минео, сыгравший в проиизраильской ленте «Исход» об образовании этого самого Израиля, где на главной роли светил секс-символ эпохи Пол Ньюман.


У актрис «Оскар» дали Ширли Джонс, которая когда-то покорила зрителей чудесной игрой в мюзикле «Оклахома!». Но вот как раз свою единственную статуэтку в карьере (как и номинацию) Ширли, сыгравшая в «Элмер Гантри», заслужила со скрипом. На голову сильнее Джонс была другая красотка – Джанет Ли, отыгравшая, пожалуй, самую известную жертву убийства в хичкоковском «Психо». Эпизод с силуэтом ножа за занавеской душевой, уверен, знают даже те, кто не видел вообще ни одного фильма Хичкока. И очень обидно для самой Джанет, что она не взяла этот «Оскар», потому что больше у нее номинаций в карьере не будет. Да и сама карьера пойдет стремительно на спад. Хотя главную свою «роль» Джанет сыграла двумя годами раньше, когда родила Джейми Ли Кертис.


Теперь по знаковым и просто интересным фильмам. Хороших картин было достаточно и очень странно, что киноакадемики их засунули на дальние полки. Самым недооценённым фильмом года стал, однозначно, упомянутый уже «Психо» Хичкока. Нетленка, перешагнувшая свое время о которой подробнее (как и о всех других работах) поговорим в другом месте. В 1960-м впервые громко о себе заявил другой мэтр киноиндустрии Стэнли Кубрик, ставший покорять планету с нетипичного для себя жанра – пеплум. С другой стороны, Кубрик хоть за свою карьеру снимет сравнительно не много фильмов, но вот в жанровом плане он будет удивлять регулярно. Поэтому, почему бы не начать удивлять с пеплума? И его «Спартак», выйди годом ранее вместе с «Бен-Гуром», вполне мог бы конкурировать за лучший фильм года. А так, к 1960-му сам жанр стал стремительно утомлять всех. Но Кубрик все же снял блистательный фильм.


Мне также очень понравилась авантюрная криминальная лента Генри Хэтауэя «Семь воров», где уже старенький, но пребывающий все еще в отличной форме Эдвард Дж. Робинсон учил молодняк вроде Рода Стайгера играть в кино. Хороший, и на удивление, недооцененный фильм. И еще два зарубежных фильма отмечу отдельно. Во-первых, всегда скучный Ингмар Бергман вдруг снял настоящий шедевр «Девичий источник» - классный, жесткий и очень натуралистичный фильм. А во-вторых, отмечу итальянскую военную драму особо неизвестного режиссера Джилло Понтекорво «Капо». Сильное эмоциональное кино о жизни в концлагере. Без голливудского глянца и наигранных соплей. Среди лучших фильмов на иностранном языке победила работа Бергмана, а могла и Понтекорво. На удивление, среди интуристов, киноакадемики в кои-то веки подобрали очень сильных конкурсантов.


И по открытиям года. Мы их, к слову, упоминали. Среди режиссеров – это, безусловно, Стэнли Кубрик. Самобытная фигура в режиссерском цехе, во многом изменившая облик всего кинематографа. И менять этот облик Кубрик как раз и начнет в 60-е. А из актерского состава стоит выделить еще молодого, но уже одноглазого Питера Фалька. Колоритный актер. И даже жаль, что в какой-то момент он полностью сосредоточится на сериале «Коломбо». Для поклонников этого гигантского сериала ничего плохого в этом нет, но Фальк в полном метре ой как недоиграл.


Да, и упомяну лауреата почетного «Оскара». Вообще, их было аж два – второй давно забытый комик Стэн Лорел, отыгравший в 30-е на пару с толстяком Оливером Харди в куче плосковатых комедий, хотя публике и нравилось их творчество. Но я хочу не о Харди сказать, а о Гэри Купере, которому выписали почетный «Оскар» за месяц до смерти. Актер уже был тяжело болен и по сути, это было прощание с легендой.


И по изменениям в организационной программе. В кои-то веки их вообще не было. Невиданная редкость для киноакадемиков, любящих каждый год что-то новое химичить.


А теперь список всех победителей 33-й церемонии «Оскар»:

 

Лучший фильм
Квартира

 

Лучшая мужская роль
Берт Ланкастер (Элмер Гантри)

 

Лучшая женская роль
Элизабет Тейлрор (Баттерфилд 8)

 

Лучшая мужская роль второго плана
Питер Устинов (Спартак)

 

Лучшая женская роль второго плана
Ширли Джонс (Элмер Гантри)

 

Лучший режиссер
Билли Уайлдер (Квартира)

 

Лучший оригинальный сценарий
Квартира

 

Лучший адаптированный сценарий
Элмер Гантри

 

Лучшая работа оператора (ч/б фильмы)
Сыновья и любовники

 

Лучшая работа оператора (цветные фильмы)
Спартак

 

Лучшая работа художника (цветные фильмы)
Спартак

 

Лучшая работа художника (ч/б фильмы)
Квартира

 

Лучшая работа художника по костюмам (цветные фильмы)
Спартак

 

Лучшая работа художника по костюмам (ч/б фильмы)
Правда жизни

 

Лучший звук
Аламо

 

Лучший монтаж
Квартира

 

Лучшие спецэффекты
Машина времени

 

Лучшая песня
Никогда в воскресенье – Never on Sunday

 

Лучший саундтрек для драматических/комедийных картин
Исход

 

Лучший саундтрек для музыкальных картин
Неоконченная песнь

 

Лучший короткометражный анимационный фильм
Манро

 

Лучший короткометражный игровой фильм
День художника

 

Лучший короткометражный документальный фильм
Джузеппина

 

Лучший документальный фильм
Лошадь с летучим хвостом

 

Лучший фильм на иностранном языке
Девичий источник – Швеция

 

Почетный Оскар
Гэри Купер
Стэн Лорел

 

Гуманитарная премия имени Джина Хершолта
Сол Лессер


 

 

 

 

 

 
Комментарии
добавить комментарий
© 2010 Кинохоррор. Проект Игоря Лесева